Сибирские огни, 1977, №7
И ждет жена... на вей жакет. Безумьем сотканный и молью. Уже бокалами томимы, Мои друзья сомкнулись в круг. Стоит сюда подпустить еще и критиче ского тумана, и все — останется только поверить, что это «поэтично, образно, кра сиво»... А ведь словосоставления такого рода — голимая манерность. Не говорю о том, что «томимые бокалами» или «сотканный молью» и в смысловом, и в стилистиче ском отношении — далеко «не фонтан». Словесные помпончики манерности на реалиях быта, жизни никогда не были да же тенью смелого образа. Особенно если эти помпончики пришиваются с большой помпой и без излишней скромности. Сло во лирическому герою: Ни новой, ни старой эры. ни памятника. ни куста. И не ведут летоисчисленья от моего креста. Можно назвать А. Ибрагимова «настоя щим поэтом», но сперва следует ему ска зать, что ни от чьего к р е с т а , в том чи сле и от креста И. Христа, летоисчисленье не ведется, поскольку ведется оно от, так называемого, рождества (рождения) оного. Недостаточная информированность, сдоб ренная манерностью, может дать только комический эффект там, где автор мыс лил трагедию. А чего стоит деревенская лошадь, изы сканно играющая хвостом, «как веером!» А чего стоит деревенская женщина, кото рая в «кухоньке», растопив «больную пе чурку», «будет ночной наготой себя при готавливать к чуду!» Соседство « п р и г о - т а в л и в а н и я себя» и кухни рождает (опять же!) сюрреалистическую картинку «чудесного/ самопоедания». Домысел? Да. Но он рожден приблизительностью письма А. Ибрагимова, поверхностным ' отношени ем автора к исходным реалиям жизни и к слову. Уже вослед надломишь руку И все-таки не закричишь. Можно ли это воспринять всерьез? Ста раешься, а в голове одно: А. Вознесен ский тоже интересный поэт, но зачем же руку надламывать? До крайности безжа лостен автор. Что там рука — мелочь, ли рическая деталь! «Взвой, ночное зверье, Рви меня на куски, Тело телу вернет Вой всевышней тоски. Пусть медведь выест пах. И свернувшись в прыжок, Пусть мне выпустит страх Рысь из вещих кишок. А за тем муравьи Защекочут меня...» Страшно, правда? Только вот звери не услышат и не станут кушать его пах. Все это для красного словца. Для расхожей мысли о том, что и прах лирического ге роя бессмертен, про дух и разговору нет. Итак, что есть? Пена возрастного, под росткового понимания поэзии, где издерж ки вкуса равны поискам гармонии, где неточности — следствие простого незна ния, а ошибки — ошибки молодости. Но под всем этим — редкими золотинками в породе — строчки, строфы, реже целые стихи, являющие живого, способного авто ра, не привыкшего и демонстративно не желающего привыкать к ложноблагополуч ной и от рожденья пропахшей нафтали ном инерции гладеньких стихов, какие «пишут все». А. Ибрагимов начально понял азы поэ зии, ее буквы-образы. Это шаг к склады ванию из букв слов, а из слов — жизни. А. Ибрагимов уже делает такие шаги. В этом уверяют стихи «А во сне я уви дел...», «Перед выздоровлением», «Воспо минание», «Октябрь», «Как будто прозрач ным железом...» и, конечно, строки из интересной по тону и по мозаике образов поэмы «Реквием космонавтам». Вот стихотворение «Перед выздоровле нием». Оно внешне просто и прозрачно, но — при приближении — неразъемно. Строфы связаны двумя сквозными дета л ям и— птица и дыхание. Начало весны у А. Ибрагимова ассоциируется с ощущени ем «в горле птичьего тающего звука». Но вот приходят большие просторные весен ние дни и ощущение вырастает: Дни все больше и больше — Их так трудно вдыхать. И дальше в новой ассоциации опять воз никает птица, совмещая в образе мир ве сеннего дождя, растительности и нового населения леса: И деревья, деревья В этом новом году Свои мокрые перья Отряхают в саду. В финале снова появляется птица, теперь реальная и даже совсем обыденная — во робей. (Воробьиный гвалт всегда свиде тельствует о перемене погоды к лучшему). И как синтез ощущений — последние строки: Дни длиннее, длиннее — Вот и жить бы... и жить. Так в стихе рождаются и переливаются ощущения и, наконец, брезжит мысль чувствуемая, мысль на грани чувства. Ины ми словами — поэзия. Иначе построено стихотворение «А во сне я увидел...» — здесь нет перетока де тали в деталь, нет смешивания красок. Это стихотворение представляет собою четкую конструкцию, логическое построе ние. В нем есть нечто от чистых цветных плоскостей и конструкций Леже, от сим волики Хлебникова, от ясного примитива детского рисунка. Недаром над «Зеленым Деревом», которое возвышается в снови дении автора над Красной площадью, «на рисованное мальчишкой солнце показыва ет полдень». И если конструкция стиха несколько шатается в той своей части, где Из Черного моря — Черные, (люди.— А. П.) Из Белого моря — Белые. Из Красного моря — Красные, Из Желтого моря — Желтые.— то далее все сказанное поэтом четко по ощущениям и, главное, по мысли, ибо точ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2