Сибирские огни, 1977, №7
ТЕПЛЫЙ СНЕГ Письма В. М. Шукшина родным «...Знаешь, в древней Спарте был такой закон: на скорбь по умершим отводили что- то около сорока дней. Сорок дней человек имел право горевать — плакать, рвать на се бе волосы. Но в сорок первый день он не имел права горевать. Живые должны жить. Ведь это правда: мертвых на земле больше, чем живых, И если нам подчиниться закону мертвых, то надо складывать руки и спокойно уходить из жизни. Но живые диктуют нам свой за кон — живи!» Это строки из письма Василия Макарови ча Шукшина к своей сестре Наталье,— к Тале, как любовно зовут в семье Наталью Макаровну. «Как глубоко содрогнулось мое сердце твоим горем». Смерть унесла ее мужа, Александра Михайловича Зиновьева, свер стника и друга Василия Макаровича. В этом письме есть слова: «Верю в народ. Посмот ри на нашу маму, посмотри «а тетю Нюру Козлову — это народ с большой буквы». В письмах Василия Макаровича к матери и сестре— нежность, забота, печаль разлу ки. Но в то же время это письма художни ка, гражданина. В них — его личность, его раздумья, его работа. ...Мать Василия Макаровича Мария Сер геевна живет в Бийске, в многолюдном но- еостроенном доме. Скромная обстановка сельского жителя, перебравшегося в город. В двух комнатках все полнится памятью о сыне. На стенах — несколько его портретов. Веселый, беззаботный паренек. Открытое лицо, задорный взгляд. Матрос в бескозыр ке с лентой «Черноморский флот». Старше, сдержаннее, даже суровее. Наконец, Шук шин, которого знают миллионы зрителей. Фотокопия кадра из фильма «Печки-ла вочки». В семейном альбоме десятки фотографий Василия Макаровича. Шукшин в родном селе — на берегу Катуни. В поле среди бе рез. В своем дворе чинит баню, Мария Сер геевна подает ему ведро с землей. Шукшин с сестрой. С женой и дочкой. В этом же альбоме — Василий Макарович в гриме Степана Разина, Достоевского, в широко известных ролях — Егора Прокуди- на, инженера Черных, журналиста и других. Много фотографий Шукшина с его коллега ми, мастерами кино. Выделяется фото Шук шина с Борисом Андреевичем Бабочкиным. Схвачен момент, когда оба больших худож ника поглощены каким-то сложным, дове рительным разговором, какими-то размыш* 12. Сибирские огни № 7. лениями вслух. Вызывает глубокую симпа тию отсутствие всякой позы, всякой «рабо ты на бессмертие». И, наконец, скорбные фотографии похо рон Василия Макаровича Шукшина. Могила, укрытая горой цветов, гроздьями красной калины. Рядом с этим альбомом кипа писем, иду щих со всей страны. Это пишут Марии Сергеевне те, кто давно полюбил книги и фильмы ее сына, и те, кто впервые откры вает его для себя, те, кому он доставил неповторимые минуты радости и наслажде ния, и те, кому он своим творчеством помог понять себя и окружающих. Вот строки этих писем: «...Поразительная деталь: могила Шукши н а— единственная, где не указано, кто по хоронен. А все знают. Цветов и народу не переводится. Милая, родная Мария Сергеевна! Вы не представляете мое волнение, когда я уви дела его глаза на портрете. Немыслимо оторвать взгляд. Столько печали в них, раздумья, скорби... И калина красная на портрете. ...Мы с Аленкой потихоньку продвинулись вперед и положили гвоздики: «Вот, Василий Макарович, это тебе от мамы, Марии Сер геевны, цветы и поклон». Я сказала это не громко, но люди сразу заволновались, за бросали вопросами и советами, расступи лись: «Развяжите цветы... Поставьте в банку» и т. д. Пока мы были там, подходили еще и еще люди с цветами. Некоторые, как и мы, с поезда, с самолета, проездом, но с цве тами... Аня. Новосибирск.» «Дорогая, родная Мария Сергеевна! Сегодня, 25 июля, была я на могиле Ва силия Макаровича, «а Новодевичьем клад бище. Добралась туда, наконец, из Омска. Невозможно не писать Вам, родная, в такой день. Человек я Вам незнакомый, как и все те люди, что Вам пишут. Боль от утраты на шей велика, словно похоронили брата род ного, любимого, с которым вместе росли. С самого октября я задумывала побывать на могиле Василия Макаровича и хоть не много облегчить душу от этой потери. Демченко Надежда Николаевна. г. Омск.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2