Сибирские огни, 1977, №7
...Кто сказал, что исследование человече ской судьбы отменяет |олемику, снимает вопрос о гражданской тозиции писателя? Может быть, и есть худлжники, с героями которых мы знакомимо, будто перелисты ваем иллюстрированны? проспект — порой с интересом, но в общем бесстрастно. Ви ной тому — опятъ-таки омертвляющий все литературный штамп... А споры о проблемах развития, совер шенствования, осуществления личности ни когда не затихали в искусстве. Примеча тельно: сейчас плацддэмом для дискуссий нередко служат иметно книги о геологах (вспомним хотя б»ь роман О. Куваева «Территория»). > ? у В этот спор В. д не *ого вступает своей по вестью «Грозоввагь Цазае 1 Я». Писатель г в с о х дуеателя с тремя друзьями. BcJPPfJoe — rt- исси- Всех троих природа и Автор не обд*гт{ли талантом, умом, иронией, столь необходимой героям современных повестей. Все трое приближа ются к тридцати годам — суровому возра сту, когда надо ответить самому себе: за чем ты живешь на земле? Неужели перед Нами модифицированный вари ,т аксеновских «Коллег»? Да, в «Гро- зовс i аномалии» есть и диспут, есть и ис- пов дь (повествование ведется от перво го лица). И, тем не менее, возникающие литературные параллели — совсем иного плана... Волею обстоятельств три друга оказались в одной геологической партии. Трое — Анатолий Овчинников, Бронислав Афузов, Владимир Канончик— искали на Топханском хребте железную руду. Не нашли. Один — Владимир Канончик — открыл здесь боль шие залежи ртути. Он шел к этому откры тию долго и трудно, еще со студенче ских лет. Героев трое, но жизненных позиций две. Два варианта человеческой судьбы предла гает на читательское рассмотрение В. Ма- заев. Один вариант — жизненная дорога Овчинникова и Афузова; второй вариант выбирает Канончик. Владимир Канончик — один из тех «дело вых» героев, что в последние годы энер гично, уверенно, победно пришли в наше искусство. О «деловом человеке» все еще говорят критики. Одни подчеркивают: «деловой» герой пришел в литературу из жизни, он очень нужен производству, он умеет рабо тать по-настоящему современно. Другие критики прежде всего обращают внимание на нравственную несостоятельность героя: его деловитость часто оборачивается не прикрытым эгоизмом, равнодушием, нрав ственной глухотой... Третьи пытаются при мирить спорящие стороны. Теоретические построения часто умозри тельны. Интереснее художественные дока зательства. В. Мазаев исследует геологиче ский вариант «делового» героя. И снова по казывает его «блеск и нищету». В. Мазаев не пользуется своим правом автора — не делает Канончика хуже, чем он есть. Да, ге рою трудно дается его открытие. Он мно гим жертвует. Канончик отказывается от солидного поста в управлении, а следова тельно, и от хорошей квартиры («Сколько нам можно по частным мыкаться!..» — уп рекает его жена). Он едет на Топхан рядо вым геологом, едет на разведку железа: выполнив свою основную работу, уходит с лотком искать ртуть. Его ломает злейший ревматизм, он не раз оказывается один на один со смертью. Да, все это было... Нравственную суть героя резко проясня ет одно обстоятельство. Дело в том, что Владимир Канончик и раньше не сомне вался: железной руды на Топхане нет. О своих доводах он сказал друзьям по сл е— с горделивым видом пророка. А тог да, три года назад, он сам настаивал на том, чтобы на Топхан послали геологиче ский отряд. И даже изъял из своей доклад ной записки пять страниц, посвященных Топханскому хребту. Пять страниц, которые венчал вывод: месторождение «промыш ленного значения иметь не может». Если рассуждать с точки зрения достиг нутой цели, Канончик, безусловно, был прав. В мифическую ртуть, кроме него са мого, никто не верил: в железо верили многие... И Канончик победил. Победителей не судят? В. Мазаев отвергает и эту, и дру гую, не менее старую, «формулу»: самая нравственная цель не может оправдать безнравственные, не достойные человека средства. Канончик не похож на традиционного от рицательного героя. Когда «под занавес» повести трое друзей ведут спор, Канончику есть что ответить на тяжелые вопросы то варищей: «— ...Как ты не хочешь понять одного? Мы три года мордовались здесь!— ...И я мордовался... Какая разница?» Нет, они не убедят Канончика. Они неудачники. Он — победитель. Но Канончику нечего ответить на вопрос, который как бы задает автор всем ходом своего повествования: открытие — для ко го и ради чего? Ради самого себя,— толь ко и мог бы сказать Канончик. «Мужчина... должен быть удачлив. Иначе ему незачем было рождаться мужчиной»,— роняет ж е на Канончика Алиса. «Узнаю Канончиковы интонации»,— с усмешкой думает Овчин ников. Нет, нравственное вовсе не противоречит деловому. В. Мазаев как раз и доказывает: не стоит противопоставлять одно другому. Человек, который в заботе о производстве идет на нравственный компромисс, в любой момент может забыть и о самом производ стве. Дело нужно Владимиру Канончику только для того, чтобы построить свою карьеру. Да, на каком-то отрёзке пути ин тересы «делового» человека и интересы дела могут совпасть, но не всегда надолго. Вспомним: у Владимира Канончика не было веских подтверждений наличия на Топхане ртути. А вдруг ее там не оказалось бы вообще? Что если бы героя подвела его интуиция? Чем тогда обернулись бы пять изъятых из отчета страниц? Преступлением! Производству, приходит к мысли читатель повести В. Мазаева, нужны не только дело витость, но подлинно научный подход; во люнтаризм же — враг производства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2