Сибирские огни, 1977, №7
мерами Булкин пьет водку, почти не пьянея. И весь вечер крутит пластинку *— одну и ту же песню: «...Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой...» Булкину хочется «только одного: крепкого беспробудного сна». Но и во сне не приходит покой; одно и то же видится Булкину: «Пот, съедающий лицо, прыгающие над щитком фигурки ав томатчиков, немой пулемет в руках... груз но навалившееся, сползающее с плеча тело взводного, его расширенные глаза...». Это рассказ о войне. Хотя непосредст венно о войне сказано здесь буквально не сколько абзацев. Жертвы войны — они ос тались не только на полях сражений, они сегодня не .только в госпиталях. Вот одна из таких жертв — Булкин. Сильный, расте рянный, так и не вернувшийся с войны че ловек. Его портрет написан В. Мазаевым с почти графической четкостью. Он стоит перед нами, Булкин, напоминая нам о пря молинейности, ограниченности деления ли тературных героев на «положительных» и «отрицательных»,,. Человек у В. Мазаева часто ищет гармо нию. Но далеко не всегда находит ее. Жизнь есть жизнь. Это только плохие фильмы о любви непременно заканчивают ся свадьбой. А в жизни шофер Мишка (рассказ «Разменная монета») страдает от любви, и это страдание вовсе не надуман но. Оно не разрешается благополучным исходом. Все жизненные ситуации похожи друг на друга, все в пересказе выглядят банально: Мишка любит девушку Галю, их разводит нелепый случай, в'ж и зн ь героя приходит Рита... Тривиальный треугольник оборачивается здесь трагедией. Ведь все трое хорошие люди, все трое, безусловно, достойны счастья. Мишка гибнет, летя в ночи на своем бензовозе. Он потерял свою жизненную дорогу и теперь не может ее найти. Одна дорога правильйа и моральна; другая тоже верна... Не преодолев этого противоречия, Мишка гибнет. Пронзительная, многозначительная де таль: идя к своей смерти, герой «вдруг до странности отчетливо ощутил давно утра ченное равновесие». К нему приходит гар мония. В последние Мишкины минуты «От куда-то из глубины сознания, словно из са мого мозга, зазвучала музыка; транзистор, включившийся от удара, смятый, ловил слу чайную мелодию». Это последняя точка, которая восприни мается как многоточие. Это случайный рек вием по одной неприкаянной человеческой жизни. Человек и его судьба, человек и его до рога, человек и перипетии жизненных об стоятельств... Вот типичный .конфликт в про изведениях В. Мазаева. Неудивительно, что писателя более всего привлекает рассказ и повесть. Именно они позволяют «крупным планом» показать бытие отдельной лично сти. Пожалуй, именно рассказ и повесть всегда адекватны в литературе «судьбе че ловека». И В. Мазаев широко использует возмож ности своего любимого «малого» жанра. Он не замыкается на одном найденном приеме. Он пишет и рассказы, больше тя готеющие к новелле, «подкованные» ост рым сюжетом, неожиданной развязкой. Он любит и спокойное, «раскованное» повест вование: отдельные сцены, эпизоды, мысли соединяет здесь, как магнит, авторское «я» рассказчика. Таков рассказ «Коль жить да любить». В нем есть нечто от русского физиологиче ского очерка с его пристальным вниманием к нравам, обычаям, природе родной сторо ны. Автор знакомит читателя с неспешной, но мудрой, глубоко нравственной, по его убеждению, жизнью двух стариков — Анто на Ивановича и Анны Ильиничны. А в тор знакомит нас и со своим дальним дет ством. Зачем люди возвращаются в собственное детство? Конечно же, не ради того, чтобы просто воскресить в памяти всегда щемя- ще-радостные (пусть даже и трудные — во енные) годы отрочества. Годы необратимы, как необратимо и все пережитое нами. Че ловек возвращается в прошлое для того, чтобы лучше понять себя сегодняшнего. Он вспоминает о детстве и юности как о некоей гармонии, которая уже утеряна; вспоминает, когда душа неспокойна, тре вожна, зыбка. Опять и опять думаешь об этом, читая рассказ «Коль жить да любить». Нам не со общается ничего конкретного о сегодняш них делах героя. Но в рассказе присутству ет то, что обычно называют подводным те чением вещи. И можно сказать с уверен ностью: многого не хватает герою там, в городе. Наверное, очень не хватает ему человеческого участия, понимания, просто неумелой «гармошки на том берегу» реки— гармошки, которая долгие годы связывает всю деревню: заставляет веселиться, вдруг задуматься, погрустить... Читатель понимает это по тому, к а к герой слушает ночью незнакомого гармониста, к а к (жадно, не насытно) вбирает он в себя звуки, запахи, краски родной деревни. Беру наугад отрывок из этого рассказа... Вот: «Я плыву в топольники, небо надо мной густеет, перехлестнутое черными го лыми ветвями. Ветер уходит в вышину, сол нечные лучи буравят мутноватую глубь; опахивает ‘волной винный запах преющего дерева и Тут же уступает другому — горь коватому запаху цветущего ивняка, которо го отсюда еще не видно. Эти запахи! Они пуще воспоминаний будоражат память. Я начинаю волноваться, бестолково верчу головой — словно передо мной вот сейчас, сию минуту, должна раскрыться какая-то тайна, и я не переживу минуты, если упу щу ее». Монологи героя-рассказчика остаются по большей части непроизнесенными. И в этом тоже видится особый психологический при ем В. Мазаева. Ведь они хорошо ясны, эти монологи. Да, идут, идут годы, уходят мечты — приходит трезвость; но все так же поет кому-то свою песню гармоника, все так же по весне выбрасывает, «как флаг, зеленую распустившуюся веточку» березка. Это и есть живая память героя. То, что ос тается с человеком навсегда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2