Сибирские огни, 1977, №7
И действительно: по-настоящему значи мы для читателя (нравственно, эстетически) картины одинокого, тяжкого рыбачьего промысла Марии на северном озере Ин- голь, ее лихорадочной погони за сохату- хой... От этих картин остается ощущение трагедии. Вот встретились в военную годину две матери — человеческая и звериная. Одна, чтобы спасти детей от голода, берется за ружье, другая — сохатуха — каким-то осо бым, непостижимым чутьем понимает: вы стрел все равно прозвучит. И она загора живает дите свое, теленка: «Сохатуха впрыгнула на откосок, впрыгнула и стала, как врытая; стояла-стояла да и повалилась тут». Читатель, должно быть, уже заметил: В. Мазаев рассматривает в «Черемуховых холодах» примерно ту же нравственную си туацию, что и в рассказе «Каным». Состра дая, Мария спасает на озере тонущую со- хатуху; но на берегу она не имеет права не взять в руки ружье. Чтобы не дать умереть внукам, чтобы сохранить в доме лишний ку сок хлеба, ушел и навсегда пропал в лесу дед Савелий... Сейчас у Марии нет выбора. Эту возможность отняла война. Так возни кает трагедия. Я сознательно взял для анализа произве дения с похожей нравственной коллизией, ио написанные с интервалом в несколько лет. В рассказе «Каным» только чувствова лась рука художника; «Черемуховые холо да» написаны уверенно, емко. Психологи ческое письмо В. Мазаева хорошо передает многомерность и сложность жизни. Финал рассказа строг, мужествен, горек. И прав див в безыскусных деталях: «...Не перескажу, как доплыла я до посел ка,— вспоминает Мария,— спеклось во мне все, и равнодушие одолело. На подмогу особо уговаривать не пришлось; старики и бабы аж замолились на меня: милушка, ми лушка, как сумела да как сладила? Вернулась я с людьми на Долгий мыс уже к полудню. Сохатуха под черемушни ком, как была, а телка нету. Взялись стари ки разделывать, а он вот он, из кустов го лову просунул и смотрит... Ушла я к людям, что-то знобко мне ста ло; легла ничком и лежала, пока не погру зились. И ведь ни кусочка того мяса я по сле сама не съела: не могла, хоть ты что». В. Мазаев спорил здесь с литературным штампом. Герои многих книг в кризисные для себя ситуации вспоминают родной дом, близких, друзей. Именно в такой ситуации оказывается Мария, но она полемично от рицает: «Не стану говорить, что я детишек своих вспомнила, нужду свою, разруху. Не было в те моменты этого, вроде никаких мыслей не было, а один голос души: чего же ты, баба, скисла, чего медлишь!» Серь езность и то уважение, с каким относится В. Мазаев к своей героине, не позволяют ему сфальшивить. Отвергать штамп трудно. Не только по тому, что, используя его, можно жить в ли тературе без особых хлопот. Потому, что, отвергая, надо всегда предлагать свое. В. Мазаев не принадлежит к тем писате лям, которые пренебрежительно отвергают острый сюжет: главное, мол, сюжет не внешний, а внутренний. В сущности, это пренебрежение возможностями искусства слова. В предисловии к. одной из своих книг автор не без доли полемичности признает ся: «...я приверженец напряженного, «за влекающего» сюжета, хотя прекрасно пони маю: иному читателю, спешащему по тропе такого сюжета, трудно бывает остановить ся, оглянуться». Думаю, писатель здесь лукаво не дого варивает до конца свою мысль. Для чего нужен ему острый сюжет? Как раз для того, чтобы сконцентрировать читательское внимание на «истории души» человека. В этом, кстати, и притягательная сила луч ших современных детективов: за той или иной интригой открывается нам лаборато рия расследования 'преступления, строгий анализ, интеллектуальные схватки детекти ва с преступником. Немногословно, скупо, совсем по детек тивным законам (может быть, чуть пароди руя эти законы) В. Мазаев начинает свою повесть «Разомкнутая цепь»: «Сентябрь ским утром 1967 года на дощатую, ртутно поблескивающую от росы платформу по лустанка в горах Кузнецкого Алатау сошел одинокий пассажир. Поставив у ног чемо данчик. он с видимым удовольствием заку рил, осмотрелся». По всем законам детектива развивается вначале и действие повести: майор милиции Лахтин приезжает в геологическую партию расследовать дело о краже взрывчатки; с помощью этой взрывчатки где-то на дру гом конце страны уже ограблена касса... 6. Мазаев берет у детектива главное: действительность оборачивается к читателю неожиданной стороной. Автору детектива это нужно обычно для раскрытия преступ ления; В. Мазаев подчеркивает здесь свою любимую мысль: жизнь не однозначна, не банальна, а главное — не однозначен человек... Герой ведет следствие,— в сферу внима ния писателя попадает, таким образом, весь геологический поселок. Перед нами — разные лица и разные судьбы. И уже не раскрытие преступления, но открытие мира и людей определяет динамику повести, ли шает ее статичности. Человек не вмещается ни в какие схемы. 8 рассказе «Странная командировка» к этой мысли с удивлением приходит юный следователь прокуратуры Мерцалова, как и Лахтин, приехавшая к геологам с задани е м — разобраться, «сделать выводы»... Д е вушка делает только один вывод: жизнь сложна, не стоит подходить к ней с готовы ми мерками. Эти готовые мерки не раз заводили в тупик не только литературных героев, но и критиков. Хорош он или плох, старший бу ровой мастер Булкин (рассказ «Булкин»)? Трудно ответить... Иногда к нему приходит тяжкая, непонятная самому Булкину трево га. «8 такие дни он с утра запирается в своей конторке и никого не пускает». А ве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2