Сибирские огни, 1977, №7
шинство героев В. Мазаева именно в доро ге открывают самих себя. Именно в дороге Люся понимает: глаза книги — мудры, но это чужие глаза... Человек должен до все го дойти сам. Кажется, в рассказе «В тихом городке» есть противоречие. Рассказ отвергает сте реотип во взгляде на жизнь; сам же автор следует стереотипу молодежных повестей. Он отправляет Люсю на Север вместе с комсомольским эшелоном, а ведь понять и узнать жизнь можно всюду. Всюду, где живет, любит, страдает человек... Однако противоречие здесь кажущееся. Героиня едет на Север, потому что именно Север нужен В. Мазаеву в развитии сюжета; а в сюжете есть тайна чужого письма, есть еще одна девушка по имени Люся, которая ког да-то сделала свой выбор решительно и бескомпромиссно. Дело не в географии. Героиня рассказа могла остаться и в своем «тихом городке». Для В. Мазаева важно прежде всего ее столкновение с «живой жизнью» — непред- сказываемой заранее, ломающей стандар ты мышлений и поведения. Всегда ли такое «столкновение» ведет к счастливому концу? Нет. Доказательство? Судьба героя рассказа «Русин». Он тоже окунается в «живую жизнь». Он появляется в поселке геологов в марте: по бездорожью, в редкие ночные заморозки, Русину предстоит вывезти из карьера сто пятьдесят машин фосфоритной массы. В. Мазаев емкими штрихами набрасывает портрет героя. Вот едва ли не главный штрих: он всего немного стесняется, этот картограф, знающий полезные ископаемые лишь по значкам на карте. Стесняется соб ственной нескладной фигуры, неуклюжего длинного пальто, бот «прощай, молодость». Стесняется своего старомодного имени — Софрон (поэтому-то его все зовут по фа милии — Русин. «Даже мама. В детстве она мне говорила: «Русин, негодяй, поди сюда, я тебя выпорю»). А сейчас, во время коман дировки Русина, мама просит начальство сына справиться по рации о его здоровье и питании... И опять литературная реминисценция. Ду мая о Русине, вспоминаешь застенчивых чеховских интеллигентов, которые все зна ют про себя сами, иронизируют над своей судьбой, но не могут (даже не пытаются) ничего изменить. Лишь однажды жизнь вы била Русина из годами выверенного «гра фика». Жизнь бросила Русина к горам фос форита, которые невозможно, но надо вывезти, к матюгающимся шоферам, к креп кому орешку — начальнику партии Власен ко... И Русин пьянеет от своей ответственно сти, от непривычной для себя активности. Может быть, все изменится? Но В. Мазаев не обольщается перерож дением героя. Перерождения, в сущности, нет. Чутье художника подсказывает автору: уехав из поселка, Русин подчинится преж нему «графику». Это понимает и сам герой. Перед отъездом он с грустью вспоминает девушку Лену — дочь хозяйки, где кварти ровал; вспоминает свое молодое, возмож ное, но так и не состоявшееся счастье; свою так и не возникшую любовь — любовь тоже требует смелости. «Он вдруг предста вил себе Лену, ее разгоряченное лицо, когда они пилили вместе дрова, и предста вил рядом себя в роли молодого хозяина, неловкого, но старательного, и сразу же почувствовал фальшь во всем этом и ка кую-то почти детскую ' обиду — на кого? за что?» В рассказе нет психологических натяжек. Есть боль за человека, идущего в жизни не той дорогой. В финале Русин кладет в че модан камешек фосфорита, который потом не раз еще будет держать осторожно в ру ках. И не раз вспомнит о себе самом — возможном, несостоявшемся. В, Мазаев был далек от каких-либо декла раций по поводу «маленького» человека. Писатель просто всматривался в его судьбу. Всматривался непредубежденно и честно. И объективно приходил к выводу: ,нет ма леньких людей. Есть люди, умеющие про тивостоять «молоху» обстоятельств, житей ских мелочей. И есть люди, которые не мо гут идти навстречу «живой жизни». Против ветра всегда идти трудно. «Испытание войной», «испытание любо вью», «испытание бытом»... Такую провер ку предлагают критики литературным ге роям. А чем испытывается сам писатель? Как ни странно это прозвучит: литературным штампом. Уже не раз поминался этот штамп недоб рым словом. В пародиях, в выступлениях на писательских собраниях. Недавно прошла в «Литературной газете» дискуссия «Лите ратура и литературщина». Но вопрос не ис черпан. Не будем преуменьшать роли ли тературного шаблона в развитии современ ного искусства. Ведь так заманчив этот штамп. Такими простыми кажутся пробле мы, конфликты, споры сегодняшнего дня, когда их вместишь в известные, удобные, привычные рамки. Испытание литературным штампом — это для писателя, в конечном счете, испытание жизнью. Признаюсь: я открыл рассказ В. Мазаева «Черемуховые холода» с беспокойством, помноженным на печальный читательский опыт. Сколько их уже было в нашей про з е — древних старух, женщин средних лет, юных невест, что «вынесли на своих пле чах» суровое бремя войны. Трудно, больно, неловко об этом говорить, но в бесконеч ной веренице трафаретных фигур нередко пропадала живая трагедия, подвиг — оста вался все тот же штамп. Есть один-единственный ответ на вопрос: как бороться со штампом? И с с л е д о в а т ь жизнь, которая никогда не повторя ется, не дублируется. И всегда нова. Это и был ответ Владимира Мазаева. В рассказе «Черемуховые холода» он на писал о рыбачке Марии с ощущением един ственности этой человеческой судьбы. Как и в других своих произведениях, В. Маза ев отстаивает здесь самоценность,- поэзию отдельного человеческого характера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2