Сибирские огни, 1977, №7
статочно вспомнить хотя бы генерала Сер- пилина из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые». К счастью, литературная тенденция соот ветствовала особенностям таланта Владими ра Мазаева. Художественная волна вынесла его на собственный берег. Идя в искусстве дорогой Времени, он пошел своей дорогой. В. Мазаев верно почувствовал ту «неправ- дычку», которая была в некоторых произ ведениях о «маленьком» человеке. Об этом сложном процессе интересно говорил тог да Л. Аннинский. Критик, который часто идет к истине через парадокс, точно заме тил один из парадоксов литературной прак тики: обыкновенного человека объявили маленьким. «Но обыкновенный человек,— справедливо замечал Л. Аннинский,— ста новится маленьким лишь тогда, когда он теряет способность открыть человеческие возможности в том положении, в котором оказался. Маленький человек появляется там, где пропадает личность и остаются од ни обстоятельства. Фатальна не судьба ма ленького человека, я скорее готов пове рить, что фатальна в творчестве иных писателей та жалость, которую хотят из лить на него». Жалости в прозе В. Мазаева не было. Во второй его книге («Птицы не поют в тума не», 1963) можно было найти литературные шероховатости, можно ощутить сбивчивое дыхание писателя-новичка. Но вот жалости здесь не было. Напротив. Мазаев неизмен но показывал своих героев в тот сложный, кризисный для души момент, когда в них просыпается гордое чувство человека, когда все в душе протестует против унизи тельной ролй «маленького». Герой пере стает подчиняться засасывающему, увле кающему за собой течению бытия; он, наконец, должен принять решение сам. Вот знакомьтесь: Иван Матвеич, герой рассказа В. Мазаева «Неуютное место». Это «еще не старый, но уже ссутулившийся от сидячей работы чертежник, с тихими, неуве ренными движениями и повязанным в лю бую погоду горлом». Своим неуверенным отношением к жиз ни Иван Матвеич явно напоминает знамени того героя гоголевской «Шинели». В. Маза ев не раз подчеркивает: его герой всегда уклоняется от каких-либо конфликтов. Он обещает вступиться за молоденькую чер тежницу, которую собирается уволить гроз ный, хамоватый начальник отдела. Но обе щание это дается не очень уверенно. Когда Иван Матвеич, действительно, идет в каби нет начальника, кажется: его душа пережи вает муки, которые можно назвать муками рождения. Несмотря на выспренность; срав нение, думается, отражает суть: в пожилом уже человеке созревает личность, обыкно венный служащий превращается в гражда нина. Вдумаемся в смысл этого процесса. Всмотримся в Ивана Матвеича... «Он засуе тился, снял нарукавники, скатал их, тут же раскатал и, как попало, чего с ним никогда не было, сунул в ящик. Замшевым лоскут ком взялся протирать инструменты, бро сил». Вспомним сейчас один из законов театра: у хорошего артис’та действия физи ческие точно передают движения души. Как видим, этот закон действителен и для Прозы. Да, «старый чертежник отчетливо понял: для него настала минута испытания. За все четырнадцать лет работы в техотде ле ему, кажется, впервые предстояло пе реступить порог начальства, неся в душе протест и несогласие». В. Мазаев не скрывает От читателя: в последний момент Иван'Матвеич, «презирая в душе себя», хочет уйти от разговора с начальником. А заговорив, сбивается на робкий, просительный тон. Иван Матвеич получает грубый отпор; он долго бродит потом по улицам, может быть, впервые в жизни бродит под дождем. Иван Матвеич думает о своей судьбе: и корит себя за необдуманный шаг, и даже собирается из виняться перед начальником... Но не смех, не жалость — уважение вы зывает у читателя герой В. Мазаева. Для каждого человека существует своя мера житейской смелости. Не так-то просто идти в наступление, когда всю жизнь занимал линию обороны. Не так-то это просто, ког да ты немолод, болен, наверное, одинок; когда нет другой профессии, когда лишняя запись в трудовой книжке представляется едва ли не катастрофой. В. Мазаев прослеживает, как оживает, оттаивает душа героя... Этим-то он и отли чается решительно от Акакия Акакиевича. Утром следующего дня он вдруг ощутит терпкий запах земли, зелени, солнца. И при дет к Ивану Матвеичу «оптимизм молодой, здоровой жизни». И придет чувство уверен ной легкости. Нет, нет, никогда больше Иван Матвеич не позволит кричать на себя... Герой рассказа «Неуютное место», попа дая в ситуацию нравственного выбора, вы бирает в себе человека. Полемичен его рассказ «В тихом город ке». Полемика слышится уже в названии. Неправда, говорит нам автор, нет тихих го родков, где будто бы можно прожить жизнь незаметно, спокойно, . оберегая ду шу, от потрясений. Это только иллюзия. Ста рая иллюзия, которой тешит себя уже не одно поколение людей. В этом снова убеждается героиня расска за Люся. Она работает в переплетной ма стерской; где-то далеко от нее большие го рода, стройки, дороги. Люся слышит голоса той далекой жизни только тогда, когда между страниц книг находит чужие письма, «засушенные цветы... календарные листоч ки со стихами на обороте, .марки». Героиня считает: «книга — это глаза в жизнь». И бе рет из книг «концентрированную мудрость». Существование двадцатилетней Люси раз меренно, основано на доводах рассудка. Она с удивлением смотрит на парня и девушку, которые, спасаясь от гро зы в мастерской, смеются, целуются, а потом бегут босиком по лужам... Как это бесконечно далеко и, наверное, никогда невозможно для Люси. По странному стечению обстоятельств, почти вопреки своей воле, Люся едет на Север, в поселок, что стоит на якутской ре ке с непонятным названием Тычанка. Воль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2