Сибирские огни, 1977, №7
170 Е. ЦЕЙТЛИН газетная полоса. И так типичны для «моло дежной» прозы герои писателя... Тракто рист Ганька— трудно, спокойно, не загады вая успех, везет он по тайге буровой станок в геологическую партию... Молодая учи тельница Вера,— к своим первым ученикам она отправляется пряМо-таки на край зем ли. И так знакомы нам по очеркам, пере дачам радиостанции «Юность» картины шорской тайги, опасной дороги, таинствен ной ночи, которую читатель видел романти ческими, наивными, доверчивыми глазами девушки. Правда, отсюда, от традиций газетного очерка и от уважения к этим традициям, шла в рассказы В. Мазаева точность пей зажных зарисовок и точность конкретных ситуаций. Не случайно появилось и автор ское посвящение к одному из рассказов: «Александру Кондакову и ' его друзьям — разведчикам земли». Отсюда, из газеты, попадали в рассказы В. Мазаева и отдельные штампы — штампы стилистические и штампы писательского мышления. Вот как тот же тракторист Ганька садил ся за руль своей машины: «Он смотрит вперед. Перед ним бугристая дорога, крто- рую он должен снова победить. Победить во что бы то ни стало». Это финал расска за. Здесь все правильно. Здесь нет только человека. Почему измотанный, опять не вы спавшийся Ганька отправляется в тайгу? В. Мазаев ответил на этот вопрос по-жур- налистски однозначно. Но ведь у каждого человека свои, конкретные, мотивировки того, что называют «трудовым героизмом». Всегда интересно понять механику зарож дения такого героизма. Это сделал в дру гих своих вещах и В. Мазаев. Но это было потом, после. Тогда, в 1963-м, он только начинал! К счастью, жизнь — невыдуманная, «не традиционная», была уже и в первом сбор нике В. Мазаева. В рассказе «Каным» автор решительно ушел от газетного очерка. Пе речитаем. сейчас этот рассказ. В нем уже чувствуется не регистратор событий и фак тов, но художник. Вначале повествование движется по на катанной писательской колее. Это целая цепь интересных, однако привычных описа ний: суровый Каным, «тишина и кротость» которого столь обманчивы; будни геофизи ческого отряда, живущего в избушке-зим нике; метель, что проглотила однажды отрядных лошадей... Здесь остановимся! Здесь уже кончается привычное. История с лошадьми стала, с одной стороны, куль минацией рассказа, с другой стороны — лакмусовой бумажкой: по ней читатель про верил художественную честность молодо го прозаика. Итак, одна из лошадей случайно нашлась. Это был «маленький, монгольской породы конек по кличке Бурчик». Месяц он проби рался по снегам к жилью — «худой, с тор чащими ребрами, обросший густой взъеро шенной шерстью». Два километра перево дили ослабшего, не способного даже есть, Бурчика по спальным мешкам; люди гор до чувствовали себя при этом людьми. А потом снова много суток подряд мела ме тель. Зимник оказался оторванным от все го мира. Кончились продукты; «люди, осла бев, целыми днями лежали на нарах». И однажды начальник отряда Каргин жест ко скажет: «Иного выхода нет...». И один из геофизиков уйдет в метель — вернется: «Не могу... Что хотите делайте — не могу... Зашел я к нему, а он, подлец, мордой ты чется, глаза голодные... думает, я ему хле ба принес». Выстрел, прозвучавший «глухо, отрывисто»,— это выстрел людей по чело веческому в самих себе. Рассказ В. Мазае ва — о неожиданной, страшной цене, кото рой порой приходится платить человеку за жизнь. И читатель вдруг понимает: не в ли шениях и физических испытаниях — главная трудность работы геологов. Они часто ока зываются в ситуациях, когда резко выявля ется нравственная «себестоимость» каждого. Когда понятия «добро» и «гуманизм» зву чат не абстрактно. Когда грань гуманизма приходится определять самому... Обратим внимание: на наших глазах фор мируется писатель. Ненадуманный трагизм бытия передан автором скупо и точно. За метим: у молодого прозаика складывается здесь не только собственный почерк — ми росозерцание. И пойдем за Владимиром Мазаевым дальше. В искусстве, как и в жизни, не бывает случайностей. В случае всегда проглядыва ет закономерность. В сущности, очень логична писательская судьба В. Мазаева. Он пришел в литературу в начале 60-х годов. Острый интерес к человеческой лич ности определял тогда движение нашего искусства. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее.— заявлял Евг. Евтушенко. Как всегда у него, мысль была выражена решительно, поле мично. Эти строки стали, в сущности, про граммными. Сколько их уже цитировали и еще, наверное, будут цитировать критики. А тогда литература спешила доказать «про грамму». Писатели обратились к так назы ваемому «маленькому» человеку; многим это показалось откровением, как будто не существовало традиционного классического героя. Появлялись стихи, рассказы, повести, пьесы о жителях городских окраин, одино ких сельских учительницах, библиотекар шах, манекенщицах, официантках... Вскоре это стало расхожим штампом. Тогда — не долго — было открытием. Редкий случай; литературный штамп при нес реальную пользу; четко наметилась тенденция. Главное, было обратиться к судьбе человека; ведь писатели вскоре поняли: очень интересны и души «больших» людей — крупных ученых, военачальников, организаторов производства... И здесь тоже авторов ждали свои открытия, глубины; до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2