Сибирские огни, 1977, №7
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Е. Цейтлин СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ... (О прозе Владимира Мазаева) Владимир Мазаев получил известность как автор книг о геологах. Что ж, это понят но. Он сам работал в геологических пар тиях. Он писал потом об увиденном и пере житом. Читатель, хорошо знающий нашу «геоло гическую» литературу и еще не знакомый с книгами В. Мазаева, легко назовет сей час основные приметы его прозы. Конечно, здесь есть романтика трудных дорог, ноч ные костры, гитары, песни Булата Окуджа вы, угрюмые, но доверчивые бородачи, ко торые никогда не променяют геологиче скую тропу на домашний уют... Не торопитесь, читатель. Всего этого нет у Владимира Мазаева. Может быть, как раз потому, что геологическую тропу он зна ет не понаслышке, он здесь не «собирал материал» для своих произведений — он здесь жил. Герои писателя не поют песен Окуджавы. Разжигают костры они только для того, чтобы обогреться и приготовить пищу. Гитары и бороды в стилистике В. Ма заева не имеют ровно никакого значения. Что же касается романтики,— о ней мы еще скажем. Да, писательские репутации складывают ся порой причудливо, странно. В представ лении большинства читателей и критиков В. Мазаев до сих пор остается «певцом» геологов. Хотя он решительно отбросил те «геологические» штампы, из которых «склеивают» свои произведения многие ки норежиссеры и журналисты. Хотя в своих рассказах и повестях он приводит читателя не только в геологическую партию, но и в сибирскую деревню, маленькие рабочие поселки, большие города. А главное — как всякий серьезный художник — В. Мазаев пишет не о профессиях,— о людях. Старая истина: настоящие писатели не похожи друг на друга; каждый примечате лен особым ракурсом своего художествен ного зрения. Мир сквозь призму человече ской судьбы... Так можно сформулировать творческие кредо Владимира Мазаева. О ком бы он ни рассказывал— о геологах, рыбаках, шоферах, летчиках, учителях,— его больше всего занимают человеческие характеры, их борения, страсти; то, как, па дая, ошибаясь, страдая, герой ищет смысл своего бытия. Это и <:тало его главной темой. Здесь, а вовсе не в «геологической» направленно сти прозы В. Мазаева, «кроется секрет ее успеха у читателя. Очень интересно следить за тем, как пи сатель шел к самому себе. Иду сейчас вслед за В. Мазаевым этой непростой до рогой. Передо мной — книги в разноцвет ных обложках: Кемерово, Новосибирск, Москва... Вот первая. Тоненькая и, наверное, самая дорогая для автора. 1963-й год. Четыре рас сказа: «Конец Лосиного камня», «Первый урок», «Ганька», «Каным». Начинал В. Мазаев, как все. Начинал с продолжения традиций и — одновремен н о— спора с традициями. Что-то есть в его ранних рассказах от га зетных очерков. (Недаром почти все они появились вначале на страницах кемеров ской «молодежки»). Сюжеты здесь локаль ны, отсутствуют мелочи, которые не любит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2