Сибирские огни, 1977, №7

слова руководила её пением. Откуда такое чувство вокала? Как позже выяснилось, Надежда Павлов­ на в Томске долго работала с начинающи­ ми певцами в классе педагога, приехавше­ го из Италии — Марии Альбертовны Ф ёд о ­ ровой. Указания Марии Альбертовны она запомнила на всю жизнь и теперь, будучи концертмейстером, учит певцов ни больше ни меньше, как искусству бельканто. Дерзко? Я думаю, что и это вышло у неё в своё время так же само собою, как было некогда с вальсами Шопена. Бель­ канто— естественный, веками укрепляв­ шийся музыкальный организм. А ведь эта женщина моментально усваивает всё, что в музыке есть естественного. Она, по-мое­ му, только позже подыскивает объяснения, слова, обобщающие выводы, словно бы проясняя для себя всё ценное, что нако­ пила в недрах своих её разумная музы­ кальная природа. И теперь, извольте: кон­ цертмейстер даёт певцу указания по во­ кальной технике и фразировке. Кстати, это многих злит («А какое она имеет право?..»). Но вот мнение специали­ ста: Ковалевская— фанатик вокала и не­ обузданная в работе оперная актриса— мне однажды рассказывала: «Вы знаете, она за два года совершенно перестроила мне во­ кальный аппарат. У меня просто глаза от­ крылись. Я впервые по-настоящему ощути­ ла, как надо петь. Но сначала не могла ни­ как понять Надежду Павловну. Ох и деспот, доложу я вам1 Я даже плакала втихомолку. А потом вдруг поняла, и дело пошло очень быстро. Я не встречала другого такого концертмейстера, который бы так разби­ рался в вокале. А музыкантище! Она поко­ рила меня совершенно». Я с интересом смотрю на певицу в крас­ ной кофточке (она продолжает что-то го­ ворить в своё оправдание). Ей предстоит петь в присутствии Надежды Павловны. Ей- богу, тут понадобится мужество. Потом пришла студентка. — Вот, представляю вам: Ларочка. Хо­ роший ребёнок, чудесно играет девчушеч­ ка. Недавно вышла замуж. Детонька, са­ дись... Ну, что мы принесли сегодня? Рах­ манинова. Очень хорошо. Ноты ставятся на пюпитр. Глаза Надежды Павловны уже выдают нетерпение. Интересно, почему я давно уже не думаю о ее недомогании (и она, как видно, тоже)? Итак, приготовились. Ларочка сидит чуть дыша, вытянув навстречу нотам и без того длинную сп^ну. Певица ждёт с растопы­ ренными локтями. Первый аккорд. Романс Рахманинова «Давно в любви отрады мало...» Странно. Музыка уже звучит, но это — не музыка. Вокальная строчка почему-то кричит и торопится, фортепиано не поспе­ вает за ней. Я боюсь взглянуть на Надежду Павловну. — Стойте! Что такое? Что такое? Кто так поёт?! На словах «О боже мой» «бо» — нельзя растягивать, тогда у вас на «мой» ничего не останется. Это ж не по-рахмани- новски. На добром лице певицы образуется не­ что вроде обиды: — Но ведь у меня своя трактовка. — Тогда, для профилактики, сравните её с трактовкой автора. Небо и земля! Опять звучит романс. И опять на словах «О боже мой» всё застопорилось. — Го-лу-буш-ка! Ну нельзя же так, пой­ мите! — Нет, Надежда Павловна. Дайте мне спеть, как я хочу. — По-рахманиновски пойте, говорю вам! — А я хочу так. — Ну, так, как вы хотите, вы могли бы петь не Рахманинова, а какой-нибудь за­ стольный репертуар. Сделайте, если не для музыки, то хоть для меня лично. Я вас прошу, наконец. Всё сначала. Немного лучше, но далека до хорошего. И снова «О боже мой». На этом проклятом «Боже мой» я слышу, наконец, звучный удар. Надежда Павловна хлопает себя по лбу. — Нет, я не могу постигнуть, извините, как это, будучи в здравом уме, можно так петь! — Но ведь, Надежда Павловна, сколько исполнителей, столько и трактовок! — Благодарю, дорогая моя, благодарю. Но меня, знаете, кормить банальностями не надо. Это, если хотите, оскорбительно мне слышать. . Теперь они стоят друг против друга: пе­ вица (она часто моргает и усиленно ды­ шит) и Надежда Павловна, в зловещем спо­ койствии, по-ермоловски сцепив у бедра руки. Я понял, откуда у неё силы: она защи­ щает своё самое драгоценное, самое за­ ветное, своё сокровище— музыку. Два ча­ са назад она отстаивала Бородина. После него— горой стояла за Чайковского. Те­ перь сражается за Рахманинова. Противник по всему фронту оказывает бестолковое, но яростное сопротивление. Необходимы мужество и решимость, как Суворову при осаде Очакова. (Кстати, подумалось мне,— девичья фамилия Надежды Павлов­ ны удивительно ей идёт). И,— как в прежние времена для Суворо­ ва,— одолеть! Победить! Во что бы то ни стало! Не сомневаюсь, у неё сейчас таксе чув­ ство, будто речь идёт о жизни собг. гвенно- го ребёнка. Шутка ли сказать: музыка в опасности.., Это вам не игрушки. Надежда Павловна приготовилась к ка­ кому-то, особой мощности, удару, но тут неожиданно пришла помощь из-за рояля. Слабый Ларочкин голосок взывал к певице: — Слушайте, я же аккомпанирую, совер­ шенно не чувствуя к вам доверия. Вот здесь вы не выдержали паузы. А вот здесь заторопились, и я не поспела за вами. — А ты поспевай. Иди за мной. — Нет, это вы, вы должны за мной идти, а не я- за вами!! Стало тихо. Приветливое лицо певицы от такой дерзости стало жалобным. Она повернулась к учительскому столику. Её

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2