Сибирские огни, 1977, №7
— Здравствуйте, Танечка. Что вы сегод ня принесли? Чайковского? Что именно? Ариозо Ленского. Как приятно. Нет, я го ворю: как приятно, когда начинаешь ковы рять уже исковырянное... Ну, разумеется, нот больше не было... Разумеется... Сади тесь. Опять все сначала. Только с одной ма ленькой разницей: мне показалось, что На дежда Павловна на сей раз действительно чувствует себя лучше. Даже специфические баритональные нотки в ее голосе как-то ок репли и зазвенели. А я-то думал, что новый Чайковский ее доканает. Ничего подобного. И реплики звучат уже не с горестным, а во все даже наоборот,— с живым и бодрым негодованием: — Ну вот тебе раз, деточка! Я ж не могу смотреть, как вы бас пошвыриваете. За чем вы позволяете себе уходить от состоя ния певца? Ощущайте органику пауз, орга нику легато,— и все это одна нить, не выпускайте, Та-неч-ка!! Танечка спокойно играет. Не робкого де сятка. Хороша. Такую не так легко сдвинуть с места... Стоило мне это подумать, как Та нечку сдвинули. Локтем. — Пустите-ка, драгоценная. И послушай те, как надо это играть. Я снова слышу Музыку. Опять — настоя щий Чайковский. Уже немного другой, но все равно настоящий. Как часто, однако ж, тянет Надежду Павловну самолично сесть за клавиши. Здесь, наверняка, тайное ж е лание: побыть самой в музыке, ощутить ее по-настоящему, возродить из хаоса учени ческого бормотания. Но не только это. На дежда Павловна, можно сказать, прямой антипод тем перегруженным теорией педа гогам, которые очень красиво учат то му, чего не в состоянии показать сами. Для ,нее ж е показ существенно необходим. Ибо музыка — частица ее природы. А мо жно ли объяснить природу, не находясь в ней?.. Последний каданс. Чайковский спасён, преподнесён, поднят, очищен. До свидания, деточки. Всё поняли? Будьте здоровы. Можно закурить сигарету. Надежда Пав ловна уверенно садится на стул. — Эта вторая — молодец. Крепко ухва тывает. Не вундеркинд, но уж будьте уве рены, что взяла— при ней и останется. Ра ботать любит и может. На сцене не потеря ется. — Да ведь вы её, кажется, ругали? — Я никого не ругаю, дорогой мой. Про сто высказываю мысли вслух. Какие ни есть, но зато все — мои. А кому не нра вится... Правда, иногда и промолчать не грешно. Вот как сейчас помню: Юлия Адольфовна Билевич, покойница, мой пе дагог ещё по томскому училищу, однажды сразила меня именно молчанием. Как-то играла я в концерте училища токкату Баха ре минор и закатила со страху нелепейшую купюру. Выхожу с концерта, красная вся от стыда. А потом Юлия Адольфовна при глашает меня к себе. Иду — и трепещу, как на ветру былинка. Угощает она меня чаем, печеньем. Я жду. Она молчит. Пью чай, ем печенье. Молчит. Так мне ничего и не сказала, только смотрела очень-очень внимательно. Н-ну! Сколько пережила я за тот вечер... Было в миллион раз хуже, чем если бы меня сожгли на костре и предали анафеме. (Ю рко взглянула, бросив кверху бровями. По зрачкам— искорка). Нет, серь ёзно! Я, например, так не смогла бы. Не могу молчать, хоть ты меня режь. Вот, скажем, эта Танечка. Которая только что. Ср-редненькая!!! (Она произнесла это, с силой прижав к груди руки, как если бы сказала: «Гениальная Танечка!»). Ну, допу стим, она пока не может играть иначе. Но как ж е молчать, если музыка страдает! По нимаете? Музыка!! (Мучительно посмотре ла. Махнула рукой. Хмурится). Что ж е это нет-то никого? (Взгляд на часы). Безобра зие, честное слово. Безответственность, ни чего больше. Надежда Павловна встала и прошлась по комнате. В ней словно подспудно действо вал какой-то механизм, который, включив шись, уже не мог работать вхолостую. Энергия, неизвестно откуда взявшаяся, не находила выхода. — Нет, вы представляете?! Рывок к столу. Рывком берётся журнал. Рывком раскрывается. — Смотрите: не был, не был, не при шёл, заболел... Ах, да. Это я вам уже по казывала. Взгляд в одну точку. Апатия. Нет, не апатия: руки и спина напряжены. Дождались: дверь открывается и вхо ди т— нет, не студентка,— полная женщина, порядочно в возрасте, с открытым, привет ливым лицом. Красная кофточка. Певица- иллюстратор. — Здравствуйте. — Ага,— Надежда Павловна смотрит на неё пристально.— Если Hej ошибаюсь, сей час одиннадцать часов. — Ну да! — приветливо улыбается пе вица. — А вы обещали прийти в десять. И вас ждали студенты. — Обещала? Разве? (У неё круглое и очень симпатичное лицо). Ну, я, наверное, пошутила. — Извините, голубушка, но этот юмор не по мне. Вы обязаны явиться вовремя. А это, извините меня, свободный стиль ка кой-то. Не понимаю. Кстати, познакомь тесь: певица... (Она назвала имя и отчество. Мы раскланялись). Чудесный человек, прек расная вокальная школа. (Улыбка смуще ния на обаятельном лице певицы). А опаз дывать стыдно!!! Да, совсем стыдно, голу бушка! — Да что вы, Надежда Павловна! Я, во- первых, не совсем твёрдо обещала, а во- вторых... Ну,— думаю я,— это удача. Посмотреть, как Надежда Павловна работает с певца ми — это как раз то, что нужно. Я был свидетелем ее совместной репетиции с Людмилой Ковалевской, солисткой оперы: мимика, отрывочные слова, междометия, полунамёки. Вдруг — точная, как формула, фраза. Для меня это было порой малопо нятно. Но они друг друга отлично понима ли. Надежда Павловна в полном смысле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2