Сибирские огни, 1977, №7
Огорчилась. Села напротив меня, подпе рев рукой подбородок. Голова клонится набок, веки полуприкрыты. Это что же, весь рабочий день у нее.будет такой? Помилуй те! Тогда это хуже, чем литейный цех. Это ж вреднейшее производство. Где соцстрах, где профсоюз, где медицина?.. Стало не по себе. — Не пишите обо мне, голубчик. Вы же видите. Я ничего не могу. Что-то случилось со мной, никогда раньше такого не было. Вот посмотрите на нее (усталый жест в сто рону девушки. У той давно уже щеки сме нили цвет весеннего утра на густо-свеколь ные тона). Второй курс. Девочка, в общем, эмоциональна и хорошо идет по специаль ности, но концертмейстерские навыки не преподаны. Что с нею делать? А через не делю у нас академконцерт... Ладно. Что у вас там еще. Ария Ленского? Поднялась со вздохом. Подсела к роялю. Девушка немедленно, с готовностью стала играть и петь: «Я люблю вас! Я люблю вас, Ольга!» Играет бойко, ноты берет правиль но. Прилежно хлопочет около музыки. «Как одна-а-а безумная душа поэ-та»... Очень старательная, по-моему, девушка. — Стойте. Если бы вокалист спел это так, как вы поете, его забросали бы грязными вениками. Да почему вы стаккато здесь иг раете? Что за, прости господи, полечка у вас на словах любви? Играйте, я поведу тему. Ах, голос бы ей, голос! Я слышу хриплые, исчезающие звуки. А потом забываю про голос, слушаю интонацию. Так может петь человек, понимающий действительное зна чение слова «любовь». — Я о-отрок был, тобой плененный... Серде-ечных мук... Ну, куда вы уронили эту фразу? В меццо пиано уронили. Еще раз! В характере, внимание, начали! Спина грозно наклонилась влево. Правая рука дирижирует. — В тени-и хранительной дубра-а-авы... Легато, легатиссимо! Я любллю-у-у тебя, я люб... В ноты, в ноты, поддерживаем фра зу. Не киснуть! Я слушаю и не могу понять, что это вдруг произошло. Ленский не только запел. Ленский — заиграл... Теперь в комнате зву чал настоящий, живой Чайковский. Ученица, забыв о старательности, вдруг увлеклась музыкой. Как это вышло? Пытаюсь пригля деться. Что делает Надежда Павловна? Жесты правой руки. Движения корпусом. Мимика. И все — в одну сторону, все сфокусирова но на внимании ученика. Как будто созда ется некое, так сказать, поле исполнитель ского напряжения (да простят мне энергетики этот термин). И в этом поле волей-неволей в русло музыки входят чув ства, мысли и движения ученика. Не от аб страктных истин к интуиции, а наоборот — от интуиции, от ощущения к осознанному исполнению (кстати, один из бывших «подо печных» Надежды Павловны, ныне ведущий артист оперного театра, так и сказал о ней: «Человек громадного интуитивного ума...») Так вот это поле, это напряжение музы кальной интуиции, этот концентрированный энергетический поток,— из каких источни ков он? Откуда? Фигурка Надежды Павловны казалась просто крохотной рядом с обширной, но плохо устоявшейся фигурой девушки. Но именно из этого небольшого источника ис ходила энергия, да еще такая, что мне по чудилось: рядом с Надеждой Павловной было бы сейчас так же неуютно, как вбли зи мощного электрического трансформа тора. А ученица играла, и играла хорошо. Фокус? Вспомнилось: мне рассказывала о Надеж де Павловне ее бывшая студентка, ныне преподавательница фортепиано, очень ми лая женщина и большая умница. Говорила грустно, глядя куда-то далеко в окно учи тельской: — Я боялась ее. Да и все мы, наверное. Некоторые злились. Но только до тех пор, пока не начинали ее понимать. И как-то, знаете, одновременно: начинаешь понимать музыку, значит, начинаешь понимать На дежду Павловну. Ко мне это пришло, к со жалению, очень поздно, уже после консер ватории. Теперь хоть задним числом стара юсь припомнить ее указания. Открываю массу полезного. Наверное, не одна она так думает? Всплывает в памяти рассказ другой ее ученицы, музыкантши-любительницы, моей давней и доброй знакомой: — Представляешь, занимаемся мы у нее на квартире. Я играю, она в другой комна те. Один пассажик там у меня трудно вы ходил. Аж скособочилась вся. Вдруг, гля жу, врывается Надежда Павловна. В ру ках — кухонное полотенце и тарелка, напо ловину вымытая. «Слушайте, нельзя же так, деточка! Я же чувствую, как вы начинаете задыхаться на этом пассаже,— и задыхаюсь сама». Гляжу — она и вправду тяжело ды шит. Ничего себе ощущение, а? Ощущение. Да, пожалуй — это то слово. А еще точ ней — природная приспособленность к роя лю. Вот так же, как бывает природная по становка певческого голоса. Почему, напри мер, Надюша Суворова сразу заиграла по слуху Шопена, будучи не научена не толь ко нотной грамоте, но и элементарным пра вилам постановки руки? И какой же долж на быть сила врожденной музыкальности, если трехгодичного обучения оказалось до статочно, чтобы ввести ее духовную стихию в прочное русло осмысленного мастерства? Вот откуда — реакция каждого мускула на неверно взятую интонацию... Это происхо дит, я думаю, раньше, нежели разумом она успеет осмыслить услышанное. Будто всег да в тончайшем настрое и в ожидании му зыки находится каждая клеточка тела, и стоит ученику не попасть в резонанс хоть одной из этих ее клеточек — начинается не медленный яростный бунт. Берегись, рав нодушный и робкий! Позвольте, но как ее хватает на все это? Мне уже хочется, чтобы ученица поскорее ушла и Надежда Павловна хоть немного отдохнула бы. Куда там! Едва кончили — на пороге появляется вторая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2