Сибирские огни, 1977, №7
162 Л ЕВ ШТУДЕН ее учебы хватило вполне настолько, чтобы стать Музыкантом. В том, что слово это здесь написано с большой буквы,— ошибки нет. Такого мнения о ней были многие очень большие исполнители, с кем Надежде Павловне до велось музицировать, среди которых был виолончелист Фишман, певица Казанцева, участники струнного квартета имени Глазу нова. Ее игру отметил находившийся в Но восибирске в годы войны известный музы ковед Соллертинский... А профессионалом она стала почти слу чайно. Из всей многодетной семьи Суворовых, где она росла (там было девять детей), кроме нее, никто даже не помыш лял о профессии музыканта. И учиться-то музыке отдали поначалу не ее, а старшую сестру. Сестра аккуратно играла ноты ком позитора Шопена. Каждый день в одно и то же время. И каждый раз в эти часы ма ленькая Надюша бодрствовала возле за мочной скважины. СдушаАа. Одно и то же слушала. Не надоедало. Егоза и непоседа часами стояла на цыпочках. Когда сестра уходила, она осторожно проникала в ком нату, тихонько, с важностью садилась за рояль и пыталась играть сама — как полу чится. А чтобы было совсем похоже на игру взрослых, норовила дотянуться ногой до педали, после чего с грохотом падала под рояль. Но через годик стала играть по слуху вполне уверенно. С нею по-прежнему никто не занимался. Но в городке прослышали (есть такой горо док на Алтае: Камень-на-Оби), что у Суво ровых девчонка младшая недурно играет, и пригласили ее однажды, как местного вундеркинда, помузицировать в купеческий дом. — Уже плохо помню, как и что там было, а только большую лестницу помню и в конце пролета — часы, уходящие в небо. Эти «часы, уходящие в небо» мне пока зались до сказочности прекрасными. Па радное, колонны, мраморная лестница, мо нументальные часы-башня и маленькая девочка перед ними... Только неба над ней наверняка не было, а был лепной купече ский потолок. Но все равно часы уходили в небо. А потом она поехала в далекий, студе ный, утопающий в снегу и деревянных кру жевах Томск, где тогда уже, в двадцатые годы, стало набирать силы открывшееся не давно музыкальное училище. Старшая се стра Ольга Павловна, та самая, которая на радость Надюше разучивала Шопена по ту сторону замочной скважины, теперь была замужем и училась в Томском университе те. Она-то и взяла к себе в Томск младшую сестру, с определенной целью: показать педагогам-специалистам. ч Специалисты собрались. Спросили, знает ли Надюша ноты. — Не знаю. Просто умею играть. — А что ты умеешь, девочка? — Я Шопена умею. Теперь уже нельзя выяснить, как отнес лись педагоги к такому ответу. Думаю, что не без юмора. И, должно быть, их улыбки тихо погасли, когда девочка уверенно села за рояль и заиграла Третий вальс Шопена, почти без ошибок, а главное — в темпе и в характере. Это была именно та музыка, которую Надя слушала дома под дверью, стоя на цыпочках. Потом она заиграла тех нически более трудный Седьмой вальс. Снова в темпе и в характере. Переспросили: — Ты нигде не училась? — Нигде. Специалисты переглянулись и встали со своих мест. В сентябре того же года Надюша Суво рова приступила к занятиям. — О,, вся моя учеба — сплошной анек дот! Мне сразу дали этюды Черни и повели в класс сольфеджио, чтобы хоть знала, как ноты называются... Через месяц перевели в следующий класс. Еще через месяц — в другой. И так я прыгала из класса в класс, потом взяли в училище. Там я прошла остальной курс... — За сколько? — За три года. — Ну что ж. Пройти курс училища за три года... Неплохо. — Что вы, голубчик. Это все вместе — три года. — ?! — Ну да. Училище плюс музыкальная школа. Ах, зачем их, талантливых и буйных, жизнь швыряет так бестолково, что не най ти даже минутки крохотной,— поискать прямой путь к единственной своей, пред назначенной самим талантом, судьбе?.. На прасно прочили ей консерваторию, напрас но советовали ехать в Москву. Померкли мраморные ступени детства. Пропали часы, уходящие в небо. Замужество, дети. Музыкальная поденщи на в кинотеатрах Анжеро-Судженска, где пробыла она со своей семьей пять лет. — Н-да-а, дорогой мой. Играла с орке стриком под немые фильмы. А что? Я и в Новосибирске так же начинала. В кинотеат ре Маяковского. Не гнушалась. Концерт мейстеру и такая школа нужна. У концерт мейстера, голубчик, шкура должна быть дубленой, как у портового грузчика. Пожа луй, только в кабаках не играла я. Чего не было, того не было. Вот они, все ее музыкальные университе ты: играть, глядя на экран, играть, глядя на певца, играть, глядя в совершенно незна комые ноты. Последнее приходилось^ де лать особенно часто. Дома, за заботами, даже притронуться к роялю некогда. А в анжеро-судженском радиоузле, где Надежду Павловну провели по смете, как заведующую музыкальной частью, играть надо было сразу в эфир. Тогда на радио еще не было магнитофонной записи. Оши баться — нельзя. Она и не ошибалась. ...Но интересно все же, сколько раз ей приходилось иметь дело с арией князя Игоря? Теперь, на седьмом десятке, мне кажется, для нее вообще не существует незнакомых нот. Она сидит рядом с учени цей. До странности спокойно сидит. Неуже ли НАСТОЛЬКО устала? Нет, остановила всвттаки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2