Сибирские огни, 1977, №7
БУДНИ Н АД ЕЖ ДЫ ПАВЛО ВНЫ 161 Надежда Павловна тяжело поднялась со стула, подошла к столику, стала искать что- то в сумке. Руки даже на взгляд были отя желевшими и плохо слушались ее. За окном консерваторского класса на белом, как до-мажорный аккорд, зимнем воздухе было солнечно и морозно. И, должно быть, тихо. Но здесь, внутри, повсюду бурлили звуки. В соседнем классе кто-то насиловал один и тот ж е хроматический пассаж из «Мазепы» Листа. Из комнаты напротив до носились вокализы, а в коридоре /Музици ровала электрическая дрель: там рабочие трудились над облицовкой стен. — Вот тебе на! Спички кончились. У вас... ах да, вы ж е не курите. Кто-то отворил дверь. В уши, штопо р о м— визг дрели, и грохот молотков. — А, здравствуйте. Что, не можете быть сегодня на уроке? Почему? Так, начинается. Нет, я, собственно, не в претензии. Что же я могу сделать, если ваши междугородные переговоры назначаются всегда на мой урок? Прихоть судьбы... Минутку. Спички у вас есть? Благодарю. И прошу прощения: неэтично клянчить спички у такого неради вого студента. Ужасно нескромно с моей стороны. Прошу прощения. Идите. Дверь фантастически быстро захлопну лась. Стук молотков притих. Надежда Пав ловна закурила, вдумчиво — щеки ворон кой — втягивая дым. Так делают, кажется, все женщины, научившиеся курить в тяж кие военные годы. Нет. Не зря она утром, перед уроком, жаловалась на самочувствие. Действитель но, неважно выглядит. Цвет лица — темней, чем обычно. Тяжелые коричневые веки с трудом подымаются. Голова, уходя в пле чи, клонится набок. И где ж ее, живое обычно, любопытствующее выражение глаз? Ничего не поделаешь. И такое утро мо жет нагрянуть на седьмом десятке прожи тых лет. — Нет, и не говорите, голубчик. Ничего не надо обо мне писать. В таком кошмар ном самочувствии... От меня же теперь не осталось ничего. Что я могу в такой си туации? Ненавижу себя больную. Бес-по- мощ-ней-шее состояние!! (Глаза сверкнули, в сжатом кулаке хрустнул спичечный коро бок). Просто чушь какая-то. Никогда в жиз ни не знала, что такое высокая температу ра, а вчера вдруг... Короче говоря: не пишите ничего, миленький, мне, право, не ловко. И, в общем-то, мне уж ничего и не надо. Так. Как-нибудь. Извините, я все-таки заодно (быстрым жестом из сумочки извле чено зеркальце и губная помада)... от этот... арень, который здесь ...ыл, о...олтус этот... Почему (помада — в сумке), скажите, поче му среди оболтусов так много способных? (Сумка схвачена и отброшена на середину стола). Вы только посмотрите в журнал, вот полюбуйтесь: не был, не был, отсутст вовал, отпросился, болел, не пришел. А Гена мой тоже вчера показался впервые за неделю как ясное солнышко... Я понимаю, он человек семейный, но все же. Женился, вы представляете? Еще восемнадцати ему не было. Я его как раз рыбьим жиром пои- 11. Сибирские огни № 7. ла. Каким, каким. Обыкновенным. Который в аптеке. Что ж тут такого. Я многих сту дентов своих заставляю рыбий жир пить. Силы им ведь нужны. Для моих уроков. Хотя, когда я сама, например, училась, меня никто рыбьим жиром не кормил. Бегала на другой конец города, певцам аккомпани ровать. Тем и зарабатывала. Что?.. Училась где? Хм. Вы еще, не дай бог, спросйте ме ня, что- я кончала. Разве ЭТО важно? (Кисть с сигаретой выразительно отведена в сто рону, брови подняты высоко вверх, плечи — вслед за бровями). Нет, это, ей-богу, не важно. Музыке не нужно много учиться. Надо ее любить и в ней быть, а не умеешь в ней быть — выходи вон. Точка в последнем предложении была аккуратно поставлена сигаретой, воткнутой вертикально в пепельницу. Недовольный взгляд на часы. Пожала плечами. Жест в сторону двери: мол, сами видите, каковы нынешние студенты, какова их беспечность и каково их отношение к делу. Однако вскоре дверь отворилась. Вошла полная девушка с ослепительно розовыми щеками, от избытка здоровья немного за стенчивая. — Ага. Ну, прошу, садитесь к инстру менту. , Надежда Павловна поднялась и пошла к роялю, на свой второй стул. Было видно, что даже этот коротенький переход ей се годня с трудом дается. А ведь, кажется, ей предстоит заниматься с ними со всеми до вечера? Не представляю, как у нее это выйдет. — Что вы принесли сегодня?.. Арию кня зя Игоря. Хорошо. Вы слушали эту оперу? Кто поет, какой голос? Баритон. Какого ха рактера?.. Правильно, ближе к драматиче скому. Расскажите, как вы представляете себе содержание арии. О музыке расска жите. \ Девушка, стараясь держать неподвижно свое большое телб, тихим голосом говорит о том, как князь Игорь попал к половцам и как ему нехорошо в плену. Надежда Пав ловна слушает рассеянно. Приглядываюсь. Пальцы ее левой руки тихонько отстукивают ритм арии. Значит, она уж е — в музыке. — Так! Ну, хорошо. Поиграйте же, нако нец. Помните о том, что вы только что рассказали. Чуть-чуть поизображайте. О б ратите внимание на изменения темпов, органическое превращение их один в дру гой... Начали. Играйте и пойте. Первые угрюмо-величавые аккорды вступления. Интересно, сколько (десятков? сотен?) раз аккомпанировала певцам эту арию сама Надежда Павловна. И сколько раз учила аккомпанировать. Тяжкое это д е л о— кон цертмейстерский труд. Каково же бес сменно, десятки лет тащить его на своих плечах? Ох, вряд ли знает милая девушка, кото рая сию минуту исчезающим от тоски го лосом затянула «Ни сна, ни отдыха...», что в ее-то молоденькие лета ей посчастливи лось проучиться музыке в четыре раза дольше своего педагога. Правда — сущест венная разница — Надежде Павловне Мыш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2