Сибирские огни, 1977, №7

ИСКУССТВО Лев Штуден БУДНИ НАДЕЖДЫ ПАВЛОВНЫ «Деточка» застенчиво сидел возле кла­ виш и правой, провинившейся рукой гладил бороду. Борода была умеренной дремуче- сти, подстриженная со сдержанным благо­ родством, «а ля Генрих Наваррский», и де­ лала профиль его вполовину мужественней, чем он был на самом деле. — Деточка! Опять у тебя правая заика­ ется. Что, азбуку забыл? Тот не музыкант, кто не вникает в перспективу! Способ зву- коизвлечения должен быть на маг-не-ти- ческом притяжении рук к новой тонально­ сти. Чтобы ты не отрывался от ее органики. И потом — вести все время легато... Вот так. Так. И еще так. И чтобы не уходить от этой линии. Начали! Туго идет игра. С листа транспониро­ вать — не бороду гладить, — Не пойдет, детка. Так — не пойдет. Давай только левую. Я правой подыгрывать буду. И думай же ты, ради бога! Вникай в ноты. Будут сплошные заикания, если за­ ранее не осмыслить... Ну?! С музыкой что-то случилось. Будто раз­ делилась она на две ленты: бледно-серую и ярко-оранжевую. Первая, с ее невнят­ ным бормотанием, слышалась теперь толь­ ко в партии левой руки, которую деточка вел как по канату, протянутому над пропа­ стью. Но мелодия верхнего голоса звучала свежо, свободно, полетно. Она повелевала. Будто бы некто могущественный тащил за руку сквозь дремучий лес заблудившееся дитя. I — Юра! Аж пальцем показываю. Стыд­ но. За ручку поведем, да? Слигованные но­ ты. Давай. Форте, смелее, мено моссо. Смотрим вверх... Гордый профиль и борода Генриха На­ варрского что-то плохо вяжутся у него с глазами. Или я ошибаюсь? Во всяком слу­ чае, они не лгут. Все остальное в нем уже получило свой приказ: пальцы — двигаться, спина — держаться, голова — работать. Гла­ зам приказа еще не было. Они остались милыми, робкими, искренними, такими вос­ хитительно далекими от музыки. — Стой! Юра! Глаза открыть широко. Немедленно. И сделать их действенными, живыми, а не завороженными, в одну точ­ ку... Ра-а-аз! Юра-Юра-Юра, побойся бога, как говорится. Ну?.. Претворение ритма — вот тебе ведущий материал, который ты не только слышишь, но и видишь. Ви-дишь!! Играй теперь сам, обеими руками. Снова две звуков'ые линии слились в од­ н у— серую. Капризного мальчика бросили в лесу. Страшно, и все-таки он пошел впе­ ред. — Ого! Здесь, кажется, у нас получилось. Ну-ка! Музыка пошла уверенней, уже почти не спотыкаясь. — Умница. Дальше, дальше. Музыка полилась. Деточка на глазах вы­ растал в джигита. Осанка уверенная, взгляд — азартный, живой. В движениях рук — целесообразность, цепкость. Чужая воля влилась в них и сделала разумными. Даже стан перестал быть деревянным: де­ точка уже дерзко им покачивал вперед- назад и влево-вправо, как делают в кон­ цертном экстазе всамделишные пианисты. Ощущение свободы, вдруг ворвавшееся в его плененное скованностью существо, стало опасно пьянить. Деточка закусил удила. Сейчас он разгонится до той черты, где вместо свободы озарения наступит свобо­ да опрометчивости. Неизбежно собьется. Потеряет уверенность. Все полетит кувыр­ ком, и вновь над клавишами повиснет му­ жественный профиль с жалостными очами неудачника... — Стоп. Достаточно на-сегодня. Еще по­ играть?.. Нет, нет, голубчик. Попробуй вот так же сделать дома. Запомнил ощущение? То-то же. До свидания. Лев Леонидович Ш т у д е н (1938 г.) — выпускник Новосибирской государственной консерватории им. М. Глинки, преподаватель музыки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2