Сибирские огни, 1977, №7

* * * 0 — Вот и все,— вздохнул Андрей Андреевич и пристально посмот­ рел на меня. Я сидел неподвижно, находясь под сильнейшим впечатлением от этой печальной, трогательной легенды. — Турсун говорил, что может показать и мазар — могилу Айсана и Дзарассы,— заключил Андрей Андреевич, не отрывая взгляда от мо­ его лица. — Трудно поверить в правдоподобность этой истории,— промолвил наконец я и взял в руки склянку. — Вначале я тоже не верил, но теперь верю. И в ней,— Андрей Андреевич тронул рукой колбу,— верное тому доказательство. В леген­ де ничего мифического нет. — А каменная скульптура невесты? — Дело рук природы. Андрей Андреевич рассказал об удивительном умении природы ле­ пить скульптуры, сохранять образы разрушаемых предметов. Речь идет о возможности замещения одних веществ другими. Соединения меди, например, могут вытеснять железо и становиться на его место. Но иног­ да некоторые минералы вытесняют и заменяют даже органическую ткань животных и растений. Это до конца еще не разгаданное явление, благодаря которому мы имеем возможность видеть сейчас слепки дав­ но вымерших представителей животного и растительного мира, можно воспроизвести в лабораторных условиях. Если в чашу с раствором ми­ неральной соли бросить, скажем, цыпленка, то он спустя несколько лет окаменеет, превратится в своеобразную скульптуру. И все потому, что органические ткани уйдут в раствор, а на их место станут другие сое­ динения. — Значит, эта фигурка,— перебил я геолога,— не что иное, как слепок с птички, которую вы опустили в раствор соли? — В раствор карбоната кальция с некоторыми добавками из мик­ роэлементов. Всего шесть лет понадобилось, чтобы иволга окаменела, превратилась в тончайшей работы скульптурку. — Дзарассу, следовательно, слепила природа из нее же самой? — Совершенно верно. В шахте, куда она бросилась в отчаянии, по всей видимости, находился раствор железного купороса, сернокислых или других солей. Сорока лет было достаточно, чтобы из нее образова­ лась скульптура. Ее и увидал Айсан, когда раствор ушел в соседний карьер. Аллах тут ни при чем. Спустя минуту-две Андрей Андреевич взял у меня склянку и с большой осторожностью, словно в ней был не каменный слепок, а изде­ лие из тончайшего хрусталя, поставил ее на полку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2