Сибирские огни, 1977, №6
И вот заполыхали эти костры почти у каждого автора, и преврати ли они, эти авторы, драгоценный образ в штамп. Нужцо же беречь открытия друг друга, а не замусоливать их. Ведь первый поэт, написавший «жемчуга зубов» и «звезды очей», был гением. И эти находки были прекрасны. А потом начали все восточные поэты мусолить эти жемчуга и звезды и превратили их в стертый штамп, в пошлость. Теперь почти невозможно убедить людей, что эти образы, когда они прозвучали впервые, были внезапным, ослепительным, как вспышка, открытием. И вот во что в течение столетий превратили их всякие литературные ремесленники и просто воры. За украденную шапку судят, а за украденный образ плагиатор не несет никаких наказаний. Итак, я вычеркиваю «деревья-костры». Писатели, поэты! Погасите в своих книжках чужие костры. Пусть полыхает только есенинский костер. Он и один обогреет нас всех. Не надо губить поэзию! Читаю письма Чехова. Чудо! Этот писатель весь наш. Я все думал: откуда такое обилие писем у русских классиков? Они каждый день кому-нибудь да писали. А сейчас я понял: письмами они заменяли дневники. Два тома чеховских писем — это настоящий днев ник, вместивший всю его жизнь... А за окном глухая, поздняя осень, сыплется дождик, всюду лужи, грязь, палая мокрая листва, несутся серые, унылые тучи. Почерневшие, поломанные цветы на клумбах полегли, перепутались. Поразбойничали ветры осени. И только сирень и малина стоят еще зеленые. Я брожу по мокрому городу и вспоминаю другие осени, осени моей молодости. Вокруг нашего старенького дома на улице Крылова, описанного в «Моих бессонных ночах», сносят все домишки. Развалины, ямы, продаю щиеся горы досок и бревен, вырытые экскаваторами котлованы. Приятная телеграмма: «Большим удовольствием будем рады встре че вами, вашим чудом, премьере Сестры четвертого, пятого ноября Пер ми Кабалевский». На премьеру съездить не смог. Был занят работой в издательстве. Редактировал чей-то роман. Да еще крепко приболел. Работаю над черновиком «Моих бессонных ночей» и готовлю к пе чати сборник «Кудлатая, хорошая собака». А сам весь живу в Нальчи ке времен войны. Вот уж не думал, что буду писать об этих годах своей жизни. Эта часть должна быть глубже, интереснее двух первых частей... Работа ладится. Из двух-трех фраз дневника, глядишь, вырастает целый эпизод, сцена, глава. Каждый день благодарю себя за этот дневник. Это сама жизнь продиктовала мне повесть, пусть хаотичную, раз бросанную, похожую на груду материала, но все же повесть. Мое дело придать ей стройность. Октябрь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2