Сибирские огни, 1977, №6
Побывали мы и на Нагорном туннеле. Салопекин сказал о нем так: — Если бы на карте БАМа горели лампочки, то ярче всех светила бы эта. Нагорный туннель — самая горячая точка всей трассы. Сейчас развернулось ускоренное строительство линии железной дороги Тында— Беркакит. Туннель может сильно задержать ее сдачу в эксплуатацию. Нагорный — не чета своим собратьям-великанам: его длина всего тысяча двести метров. Но здесь особая сложность — сплошная вечная мерзлота. В таких условиях еще никто туннелей не строил, опыта нет. Из-за этого и произошла задержка. К 25 июня 1976 года шестнадцатый туннельный отряд прошел уже сто восемьдесят метров со стороны южного портала. Все, казалось бы, шло более или менее нормально. Правда, зимой строителей волновали сильные наледи. Их скалывали, взрывали, сбивали тракторами и буль дозерами, но они опять очень быстро нарастали. Это и силы отвлекало от основных работ, и беспокоило: как бы не было беды от непривычного явления природы. Пригласили проектировщиков. Те не придали наледям серьезного значения. Потом наступили теплые дни, лед растаял, все успокоились. А оказалось, что как раз тогда и надо было бить тревогу, принимать срочные меры, усиленно бетонировать портал. Ведь оттаяв ший грунт день ото дня терял устойчивость. Но это авторы проекта и его исполнители поняли с опозданием. 25 июня рухнул лобовой откос. К счастью, в тот момент никого воз ле южного портала не было, ни один человек не пострадал. Но половина сделанного пропала впустую, да еще пришлось выгребать из готовой вы емки большую массу грунта, укреплять борта, заново бетонировать пор тал. На эту непредвиденную работу ушло много времени. Строители Нагорного туннеля изо всех сил стремятся наверстать упущенные сроки. Они трудятся в четыре смены каждый день. В отря де — опытные и знающие инженеры, в основном — ленинградские метро строевцы. Много рабочих, получивших прекрасную закалку на Усть- Илиме, на трассе железной дороги Абакан—Тайшет и на других удар ных стройках. Беседуем с проходчиком Станиславом Суворовым. Он быстро освоил новейшую буровую технику, с которой познакомился здесь впервые. Су воров и другие проходчики работают в таком темпе, какого советские горняки еще не знали. У сварщиков Василия Новосельцева с Кубани, Юрия Наумова из Иркутска, Юрия Бакшеева из Ташкента техника при вычная, а задача — не отстать от проходчиков, не задерживать укладку бетона. И боевое звено с этой задачей справляется. Над южным порталом Нагорного туннеля пламенеет призыв: «Сда дим в эксплуатацию первый в Якутии туннель досрочно — в третьем квартале 1978 года!» Эта дата только кажется далекой. Чтобы успеть, нужно торопиться! Торопиться — врвсе не значит работать лихорадочно, до изнеможе ния. Методом авралов гигантскую магистраль не построишь, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Из этого совсем не следует, что строители БАМа работают без азар та. Наоборот! На этой великой стройке продолжаются и развиваются лучшие традиции нашего героического прошлого—традиции Комсомоль ска, Днепрогэса, Магнитки, Кузнецкстроя... Энтузиазм, самоотвержен ность, жаркое соперничество в соревновании, отвага, и благородный риск, и атакующий клич «Даешь!», еще с гражданской, от дедов унасле дованный,— ими дышит каждый километр трассы. И все-таки новое время заставляет к делу подходить по-иному. Не рентабельна романтика лишений — на БАМе мы не видели ни одной па латки. На первых порах, конечно, без них было не обойтись, но уже к на чалу зимы большинство строителей переселилось в добротное теплое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2