Сибирские огни, 1977, №6

одновременную работу на многих фронтах. А в туннель лишних рабочих не пошлешь, будут только мешать друг другу. Вот почему крайне важно, чтобы специалисты-подземщики могли эффективно использовать каждый час. Те, от кого зависит изготовление «ключей БАМа», прекрасно пони­ мают свою роль на стройке и уверенно идут на штурм горных преград. — Никто не рассчитывал, что мы так быстро затащим сюда тяже­ лую дорожностроительную и горнопроходческую технику, оборудова­ ние,— делится своей радостью начальник одиннадцатого туннельного отряда ленинградский метростроевец Сергей Алексеевич Смирнов, ветре-, тивший нас на восточном портале Северо-Муйского туннеля.— Притрас­ совой автомобильной дороги еще не было. Считалось, что проезд к нам невозможен. А мы зимой провели сюда от Уояна краны, экскаваторы, самосвалы. Рейс был тяжелый. Зато теперь полным ходом идут работы на предпортальных выемках. За первое полугодие четвертый участок и лучшая комсомольско-молодежная бригада завоевали переходящие Красные знамена, признаны победителями в социалистическом соревно­ вании строителей западного участка магистрали. В отряде каждый ше­ стой— коммунист. Это сила! Совсем недавно, всего-то два года назад, на макушке Байкальского хребта — Даванском перевале — работали изыскатели «Сибгипротран- са», и старший инженер партии миловидная Светлана Торопова объ ­ ясняла нам, где пройдет подземный путь, рассказывала о сейсмичности района и других трудностях, которые ждут строителей. Теперь на этом месте сооружают двухсотметровый вертикальный ствол проходчики Карагандинского специализированного шахтострои­ тельного управления. Руководителю участка Валерию Анатольевичу Стояну тридцать лет. После окончания института он успел пробить не­ сколько стволрв для угольщиков Караганды, боролся с селевой опас­ ностью в урочище Медео. И вот теперь — на БАМе. — По плановому заданию должны в этом году пройти 145 метров,— говорил Стоян,— но мы сделаем больше. Воды вот, правда, в породе многовато, но ничего, и ее одолели. Здесь работают настоящие асы: бри­ гадир Федор Васильевич Туров, Анатолий Петрович Кузнецов — звенье­ вой проходчиков и другие ветераны скоростных строек. Они мастера на все руки, их помнят в Норильске, Воркуте, Талнахе. Валерий Анатольевич, темноволосый, кареглазый, с изящной смоля­ ной бородкой, стоит в меховой безрукавке, не прячась от лютого ветра, который неистово продувает ущелье, и обстоятельно, терпеливо знакомит нас с делами и планами небольшого коллектива. Проходка ствола идет с опережением графика. В первом квартале 1977 года намерены достичь проектной отметки, а во втором — передать готовый ствол тем, кто будет пробивать отсюда почти семикилометровый Байкальский туннель сра­ зу в'две стороны — на восток и на запад. Задачи трудные. И не только потому, что проходчикам вертикально­ го ствола приходится идти в глубь горы сквозь «трещиноватые сильно обводненные граниты» — породы сверхкатегорийные по шкале прочно­ сти, но не имеющие никакой устойчивости. Это бы еще полбеды. Главная трудность в том, что уж очень неуютное место — Даван. Если в Муйской долине летом теплынь, очень много солнечных дней, нет сильных ветров, красивая природа, теплые ключи, то на Даване все наоборот. Вершина горы голая, как коленка. Все время свищет ветер. Часто наплывают ту­ маны, моросят дожди. А зимой выпадает столько снега, что сугробы за­ метают домики вахтового поселка до самых крыш. Проходы, дорожки, улочки превращаются в глубокие траншеи. Зима здесь долгая, и пока снег не растает, его все время приходится переваливать. Поэтому под­ земные работы вести сложно. Но люди так хорошо настроены, работают с таким огоньком, что верится: за ними дело не станет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2