Сибирские огни, 1977, №6

областях. Как говорится, за морем телушка-полушка, да рубль перевоз. Транспортные расходы складываются в миллионы рублей. Но это было бы терпимо, если бы привозное жилье отвечало сибирским условиям. На самом деле эти щитовые, или, как их прозвали на трассе, «щеле­ вые», домики промокают при косом дожде, не имеют элементарных удобств, их приходится утеплять, обшивать досками и рубероидом. «В лес дрова возят»,— усмехаются бывалые таежники. Действительно, трудно найти более подходящий материал для жилья, чем сибирская лиственница. Дома, из нее сложенные, могут стоять сто лет: это давно доказал многовековой опыт. Прекрасная эта лиственница валяется по обочинам притрассовых дорог. Не разумнее ли использовать ее сполна, чем возить в тайгу фанерные щиты за несколько тысяч километров? Безусловно, кардинальный путь освоения новых районов — индуст­ риальные методы строительства, широкое использование сборно-раз­ борных конструкций. Но не таких, которые имеются на вооружении у лесозаготовителей и деревообработчиков: это позавчерашний день. А сегодняшний — у тюменских нефтяников. Там уже десяток лет под ру­ ководством Юрия Петровича Баталина (ныне — заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР) монтируют насосные и перекачивающие станции, котельные, много­ миллионные объекты по газоочистке из типовых элементов. Они произ­ водятся поточным методом в Тюмени, там >Ке испытываются в комплек­ се, затем доставляются на место и устанавливаются за два месяца при нормативных сроках полтора года. Вот что нужно на БАМе! И не только для самой магистрали, а для будущих территориально-производственных комплексов. Здесь база строительной индустрии должна быть мощной и универсальной. Упрек об увлечении временным строительством не относится к кол­ лективу строительно-монтажного поезда «Свердловск». Он активно и последовательно воплощает в жизнь генеральный план создания посел­ ка станции Кувыкта, что в сорока километрах западнее Тынды. В уз­ кой полосе между отрсй'ами Станового хребта и речкой Геткан уже проступают контуры трех пятиэтажных домов, детского сада. Пред­ усмотрены вокзал, школа, баня, торговый центр, спортивное ядро... Од­ ного не учли проектанты: многие из пятисот будущих жителей Кувык- ты наверняка захотят развести огороды, держать кур, а может быть, и домашний скот. Такое желание естественно для таежных условий, и опыт говорит, что оно, вполне возможно, появится не только здесь, а в каждом железнодорожном поселке. Но никакие хозяйственные построй­ ки шефами не предусмотрены. Маленькие станции БАМа, которые проектируются и строятся си­ лами республик, краев и областей страны, тем и хороши, что гармонич­ но сочетают преимущества городского и сельского образа жизни. Здесь же решили соорудить карликовый город. Можно только удивляться недальновидности столь опытного заказчика — МПС: как он согласил­ ся с такими решениями? Личные подсобные хозяйства, страсть покопаться в земле и вырас­ тить на ней картофель или смородину — не чудачество, а важное госу­ дарственное дело. Новоселов нужно не только привлечь сюда, обеспе­ чить заработком, жильем, коммунальными удобствами, но и прокормить. А проблема обеспечения будущих сибиряков и дальневосточников продуктами питания весьма остра. Да, строители дороги сейчас не испытывают ни малейшей нужды в калорийной и сытной пище. С особым старанием на этой ниве трудится коллектив управления рабочего снабжения центрального участка ма­ гистрали во главе с молодым, энергичным и в то же время опытным руководителем М. А. Парагульковым, чутким к запросам строителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2