Сибирские огни, 1977, №6
областях. Как говорится, за морем телушка-полушка, да рубль перевоз. Транспортные расходы складываются в миллионы рублей. Но это было бы терпимо, если бы привозное жилье отвечало сибирским условиям. На самом деле эти щитовые, или, как их прозвали на трассе, «щеле вые», домики промокают при косом дожде, не имеют элементарных удобств, их приходится утеплять, обшивать досками и рубероидом. «В лес дрова возят»,— усмехаются бывалые таежники. Действительно, трудно найти более подходящий материал для жилья, чем сибирская лиственница. Дома, из нее сложенные, могут стоять сто лет: это давно доказал многовековой опыт. Прекрасная эта лиственница валяется по обочинам притрассовых дорог. Не разумнее ли использовать ее сполна, чем возить в тайгу фанерные щиты за несколько тысяч километров? Безусловно, кардинальный путь освоения новых районов — индуст риальные методы строительства, широкое использование сборно-раз борных конструкций. Но не таких, которые имеются на вооружении у лесозаготовителей и деревообработчиков: это позавчерашний день. А сегодняшний — у тюменских нефтяников. Там уже десяток лет под ру ководством Юрия Петровича Баталина (ныне — заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР) монтируют насосные и перекачивающие станции, котельные, много миллионные объекты по газоочистке из типовых элементов. Они произ водятся поточным методом в Тюмени, там >Ке испытываются в комплек се, затем доставляются на место и устанавливаются за два месяца при нормативных сроках полтора года. Вот что нужно на БАМе! И не только для самой магистрали, а для будущих территориально-производственных комплексов. Здесь база строительной индустрии должна быть мощной и универсальной. Упрек об увлечении временным строительством не относится к кол лективу строительно-монтажного поезда «Свердловск». Он активно и последовательно воплощает в жизнь генеральный план создания посел ка станции Кувыкта, что в сорока километрах западнее Тынды. В уз кой полосе между отрсй'ами Станового хребта и речкой Геткан уже проступают контуры трех пятиэтажных домов, детского сада. Пред усмотрены вокзал, школа, баня, торговый центр, спортивное ядро... Од ного не учли проектанты: многие из пятисот будущих жителей Кувык- ты наверняка захотят развести огороды, держать кур, а может быть, и домашний скот. Такое желание естественно для таежных условий, и опыт говорит, что оно, вполне возможно, появится не только здесь, а в каждом железнодорожном поселке. Но никакие хозяйственные построй ки шефами не предусмотрены. Маленькие станции БАМа, которые проектируются и строятся си лами республик, краев и областей страны, тем и хороши, что гармонич но сочетают преимущества городского и сельского образа жизни. Здесь же решили соорудить карликовый город. Можно только удивляться недальновидности столь опытного заказчика — МПС: как он согласил ся с такими решениями? Личные подсобные хозяйства, страсть покопаться в земле и вырас тить на ней картофель или смородину — не чудачество, а важное госу дарственное дело. Новоселов нужно не только привлечь сюда, обеспе чить заработком, жильем, коммунальными удобствами, но и прокормить. А проблема обеспечения будущих сибиряков и дальневосточников продуктами питания весьма остра. Да, строители дороги сейчас не испытывают ни малейшей нужды в калорийной и сытной пище. С особым старанием на этой ниве трудится коллектив управления рабочего снабжения центрального участка ма гистрали во главе с молодым, энергичным и в то же время опытным руководителем М. А. Парагульковым, чутким к запросам строителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2