Сибирские огни, 1977, №6
Во всем ли прав Михаил Федорович? Наверняка — во многом. Хо рошо, разумеется, что строители магистрали имеют все необходимое для полнокровной жизни. Трудностей им и так хватает. Но призыв к эконо мии, к сдержанности вполне уместен. А главное, нужно было сразу, при отводе земель, при проектировании временных поселков иметь ясное представление об их перспективе. Их нынешние хозяева полагают, что передадут свои строения железнодорожникам. Но это чистейшей воды заблуждение, как нам заявили в дирекции строящейся магистрали. Вре менные поселки удалены от площадок, где вырастут постоянные, на три- пять километров. Кроме того, на маленькой станции не требуется вмести тельная больница — там нужен медицинский пункт, и только. Вот и придется разбирать добротные постройки, неизбежно превращая часть их элементов в лом. Или, хуже того, пускать под бульдозер... Таковы парадоксы великой стройки: то в погоне за минутной выго дой на временном строительстве экономятся копейки и В перспективе теряются рубли, то без загляда в будущее выбрасываются миллионы, лишь бы сегодня было хорошо. Что же все-таки- делать с временными поселками? Если подумать хорошенько, найдутся разумные решения, отыщутся новые хозяева: лесо заготовители, труженики села, работники будущих промышленных пред приятий. Самое времн подумать и о том, где и как возводить поселки строителей на тех участках трассы, куда они еще не успели прийти. Раньше мы говорили о/том, как приятно видеть в Тынде современные многоквартирные девяти- и пятиэтажные дома. Но эти кирпичные и крупноблочные первенцы столицы БАМа пока утопают в деревянных волнах «времянки». Сборно-щитовые и рубленые дома, вагончики, балкй, похожие на огромные бочки... От этих «бочек» пошло веселое название— «улица Диогенов». Но античный философ жил в своей бочке не на вечной .мерзлоте, не испытывал шестидесятиградусных морозов. А здесь не зря шефы Тынды, московские специалисты, разработали около двухсот ори гинальных домостроительных конструкций, чтобы крепко стояли здания на капризном грунте, чтобы в них было тепло и уютно. Ленточные фун даменты, двойные тамбуры, тройные стекла, сушильные шкафы... Все это, конечно, не для «бочек», а для постоянного строительства. Разумеется, на первых порах без «времянки» было никак не обой тись. Но и сейчас ее море, с доброго согласия дирекции строящейся магистрали и ГлавБАМстроя, все увеличивается в размерах. В 1976 го ду трест «Тындатрансстрой», как сообщил нам его главный инженер В. В. Мороз, выделил на временные сооружения тридцать пять процен тов общей стоимости строительно-монтажных работ. Не много ли для теперешнего этапа, когда настала пора превращать временный БАМ в постоянный, быстрыми темпами наращивать стальной путь, возводить вокзалы, станции, депо, капитальные жилые и общественные здания? — Пятнадцать процентов затрат идет на временное строительство, десять — на непредвиденные расходы. А деньги-то тратятся не времен ные, их не вернешь. За эти миллионы рублей при их бережном расходо вании можно всю трассу уставить постоянными постройками,— говорит академик А. Г. Аганбегян и веско добавляет: — То, что эта великая стройка окружена всеобщим вниманием, и ей выделяется самое лучшее, и над ней шефствует вся страна,— не основание бездумно тратить на родные средства. Наоборот, это призыв их беречь, расходовать с макси мальной эффективностью. В этой связи нужно сказать об еще одной странной особенности временного строительства йа трассе магистрали . Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР присылает сюда сот ни и тысячи сборно-щитовых домов. Изготавливают их в основном в Архангельской, Пермской, Московской и других весьма отдаленных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2