Сибирские огни, 1977, №6

Но свою задачу они выполняют. Притрассовые дороги—это артерии, без которых организм стройки жить не можйг. Темп их строительства опре­ делял да и сейчас еще во многом определяет общий успех работ на БАМе. Они не знают отдыха. Почти круглые сутки движутся по ним большегрузные машины, везут технику, строительные конструкции, про­ дукты питания, одежду, гравий... Эти дороги временные. Они рассчитаны на решение тактических за­ дач. Однако способны привести к стратегически важным целям. Строи­ тели магистрали потеряют к ним всякий интерес, как только по рельсам побегут поезда. Но к этому времени край станет обжитым. Новым пред­ приятиям и населенным пунктам понадобятся надежные автодороги, без которых невозможно активное хозяйственное и социальное развитие осваиваемых районов. Это прекрасно понимают руководители местных партийных и советских органов. Они горой стоят за то, чтобы превратить временные транспортные пути в постоянные, передать их Министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. Давно пора найти разумное решение столь важной проблемы. Пусть БАМ и покажет пример дальновидного, государственного подхода. Здесь, в краю сплошного бездорожья, бросать на произвол судьбы практически уже созданные людьми транспортные артерии, на которые потрачены миллионы рублей, Усилия многотысячного коллектива, и потом строить их заново—не только не экономично, а преступно. Пока решится вопрос, кому надлежит совершенствовать дороги и финансировать работы, необ­ ходимо уже сейчас при ГлавБАМстрое организовать службу их эксплуа­ тации. Таково единодушное мнение партийных и советских работников Сибири и Дальнего Востока. Не менее важно всерьез задуматься о судьбе временных поселков. Их вдоль трассы множество. Эти поселки — не чета тем, в которых жили на прежних стройках. На БАМе все добротно, с размахом, с полным'' комплектом бытовых и культурных услуг. Далеко не каждое сибирское село, существующее двести лет или построенное четверть века назад, имеет такие блага. В Улькане, например, столовая на сто пятьдесят че­ ловек, клуб, кинотеатр, стадион, пекарня, баня, плавательный бассейн, четыре магазина, в том числе книжный, детский комбинат, кроме обще­ образовательной еще и музыкальная школа, кафе, гостиница, больница на шестьдесят коек... Эти капитальные сооружения «времянкой» не на­ зовешь: все построено солидно, просторно, богато оформлено. А сущест­ вовать поселку осталось года два. Потом он будет не нужен: строители отсюда уйдут и построят поселок на новом месте. В Улькане и других временных поселках на западном участке трас­ сы почти одновременно с нами побывал старейший сибирский изыскатель Михаил Федорович Коковихин. Несколько десятилетий проработал он в «Сибгипротрансе» и сейчас заведует музеем института. За свою жизнь он прошел множество строек, сорок лет назад начинал /изыскания на трассе Байкало-Амурской магистрали. А минувшим летом поехал на старые места за свой счет. Но не туристом, не сторонним наблюдателем чувствовал себя ветеран, а хозяином этой земли. И вернулся не только с радостными, но и тревожными впечатлениями. Взволнованно говорил нам при встрече: — Не слишком ли роскошно строители размахнулись? Такую танц­ площадку отгрохали, «Крымчанка» называется, что в Новосибирске не увидишь. Мы тоже строили танцевальные и спортивные площадки, но после работы и бесплатно. А на БАМе этим занимаются целые подразде­ ления, за счет временного строительства перевыполняют производствен­ ные планы. Создание собственных удобств стало для некоторых само­ целью. Мне кажется, они забыли, зачем приехали. Все-таки временное и должно быть временным, излишества тут недопустимы!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2