Сибирские огни, 1977, №6
Но свою задачу они выполняют. Притрассовые дороги—это артерии, без которых организм стройки жить не можйг. Темп их строительства опре делял да и сейчас еще во многом определяет общий успех работ на БАМе. Они не знают отдыха. Почти круглые сутки движутся по ним большегрузные машины, везут технику, строительные конструкции, про дукты питания, одежду, гравий... Эти дороги временные. Они рассчитаны на решение тактических за дач. Однако способны привести к стратегически важным целям. Строи тели магистрали потеряют к ним всякий интерес, как только по рельсам побегут поезда. Но к этому времени край станет обжитым. Новым пред приятиям и населенным пунктам понадобятся надежные автодороги, без которых невозможно активное хозяйственное и социальное развитие осваиваемых районов. Это прекрасно понимают руководители местных партийных и советских органов. Они горой стоят за то, чтобы превратить временные транспортные пути в постоянные, передать их Министерству строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. Давно пора найти разумное решение столь важной проблемы. Пусть БАМ и покажет пример дальновидного, государственного подхода. Здесь, в краю сплошного бездорожья, бросать на произвол судьбы практически уже созданные людьми транспортные артерии, на которые потрачены миллионы рублей, Усилия многотысячного коллектива, и потом строить их заново—не только не экономично, а преступно. Пока решится вопрос, кому надлежит совершенствовать дороги и финансировать работы, необ ходимо уже сейчас при ГлавБАМстрое организовать службу их эксплуа тации. Таково единодушное мнение партийных и советских работников Сибири и Дальнего Востока. Не менее важно всерьез задуматься о судьбе временных поселков. Их вдоль трассы множество. Эти поселки — не чета тем, в которых жили на прежних стройках. На БАМе все добротно, с размахом, с полным'' комплектом бытовых и культурных услуг. Далеко не каждое сибирское село, существующее двести лет или построенное четверть века назад, имеет такие блага. В Улькане, например, столовая на сто пятьдесят че ловек, клуб, кинотеатр, стадион, пекарня, баня, плавательный бассейн, четыре магазина, в том числе книжный, детский комбинат, кроме обще образовательной еще и музыкальная школа, кафе, гостиница, больница на шестьдесят коек... Эти капитальные сооружения «времянкой» не на зовешь: все построено солидно, просторно, богато оформлено. А сущест вовать поселку осталось года два. Потом он будет не нужен: строители отсюда уйдут и построят поселок на новом месте. В Улькане и других временных поселках на западном участке трас сы почти одновременно с нами побывал старейший сибирский изыскатель Михаил Федорович Коковихин. Несколько десятилетий проработал он в «Сибгипротрансе» и сейчас заведует музеем института. За свою жизнь он прошел множество строек, сорок лет назад начинал /изыскания на трассе Байкало-Амурской магистрали. А минувшим летом поехал на старые места за свой счет. Но не туристом, не сторонним наблюдателем чувствовал себя ветеран, а хозяином этой земли. И вернулся не только с радостными, но и тревожными впечатлениями. Взволнованно говорил нам при встрече: — Не слишком ли роскошно строители размахнулись? Такую танц площадку отгрохали, «Крымчанка» называется, что в Новосибирске не увидишь. Мы тоже строили танцевальные и спортивные площадки, но после работы и бесплатно. А на БАМе этим занимаются целые подразде ления, за счет временного строительства перевыполняют производствен ные планы. Создание собственных удобств стало для некоторых само целью. Мне кажется, они забыли, зачем приехали. Все-таки временное и должно быть временным, излишества тут недопустимы!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2