Сибирские огни, 1977, №6

комплексов превысят стоимость строительства железнодорожной магист­ рали в несколько раз. Но и БАМ выйдет далеко за те пределы, которые очерчены техниче­ ским проектом. С точки зрения генерального курса развития страны это лишь первая ласточка транспортного освоения ближнего севера Сибири и Дальнего Востока. Со временем БАМ станет восточным звеном гигант­ ской Северо-Сибирской железной дороги. Линия, тянущаяся сейчас к Беркакиту, наверняка не остановится на этом рубеже, а пойдет дальше на Алдан, Якутск, а, может быть, еще дальше — к Чукотке и Магадану. Появятся новые станции, поселки и города, будут освоены новые районы, с еще более суровым климатом и фантастическими природными бо­ гатствами... Мы забежали довольно далеко вперед. У науки пока очень много дел на строительстве магистрали. Практика ждет немедленных решений. Чтобы за ней угнаться,, ученые используют все методы исследований, какие только возможны. У них на вооружении новейшая техника, в том числе — космическая. Неоценимую информацию получил экипаж кораб­ ля «Союз-22» с помощью многоканальной фотосистемы «МКФ-6». В те дни сентября 1976 года, когда космонавты Валерий Быковский и Влади­ мир Аксенов вели съемку районов Байкало-Амурской магистрали, спе­ циалисты из Центра управления полетом так комментировали их работу: — Строительство БАМа, как подчеркивалось в материалах XXV 4 съезда КПСС, должно способствовать ускоренному развитию произво­ дительных сил Сибири и Дальнего Востока. Задача ученых, проектиров­ щиков, строителей — подумать о бережном использовании земли, комп­ лексном и эффективном освоении природных богатств. Уже сейчас не­ обходимо дать обоснованные прогнозы на вырубку лесов в одних районах, на обязательное сохранение зеленых массивов в других местах. Нельзя забывать и о проблемах мелиорации, сохранении животного мира. Словом, проблема минимального нарушения экологического равновесия в зоне БАМа, как и в других районах страны, приобрела актуальнейшее значение. В этом отношении фотосъемка из космоса, выполненная с по­ мощью такой совершенной аппаратуры, исключительно важна. Ее боль­ шие преимущества — высокая информативность, возможность взять под контроль десятки и сотни тысяч квадратных километров и, что особенно важно, оперативность. Если геологические карты составляются годами, то космическая съемка позволяет сократить эти сроки в сотни, если не в тысячи раз, да еще увидеть при этом много нового. То же самое можно 'сказать и о рекордной скорости исследования зоны магистрали в интере­ сах многих других отраслей народного хозяйства... В этом комментарии характерна неотрывность текущих, злободнев­ ных задач от перспективных проблем освоения зоны. Да и как их разо­ рвать, если это освоение уже идет и принимаемые сегодня решения проецируются в ближайшее и отдаленное будущее? Стратегия освоения Железные дороги начинаются с автомобильных. А их в безлюдной тайге, в необжитых горных долинах не было. Только звериные и охотни­ чьи тропы. Вот туда, в непроходимую глушь, и были выброшены на вертолетах отряды строителей-первопроходцев. Они прорубили просеки, прошли по топям и скалам, по гористым ущельям, вскарабкались на перевалы, откуда уже, кажется, можно рукой дотянуться до вечных сне­ гов. А за ними пролегли дороги. Они, конечно, не похожи на гладкие шоссе. Езда по ним — немалое испытание: немыслимо трясет на ухабах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2