Сибирские огни, 1977, №6

Этот необыкновенный минерал исследовали сотрудники Института физико-химических основ переработки минерального сырья в Новосибир­ ске, Ленинградского горного института и ереванские ученые во главе с академиком АН Армянской ССР М. Манвеляном. Общими силами уда­ лось выяснить, что при комплексной переработке сыннырских руд можно получать алюминий — его промышленных запасов довольно мало во всем мире; бесхлорные калиевые удобрения — в них очень нуждается сельское хозяйство Сибири и Дальнего Востока; высококачественный цемент — хлеб строек, которого всегда мало; керамику, жаропрочный кирпич, огне­ упорные плиты и, наконец, поташно-кремниевый материал, необходимый для производства силикатных красок, оптического и хрустального стекла. Добрый десяток министерств кровно заинтересован в переработке этого уникального сырья. Но в этом и сложность: кому браться за сынны- риты, как добиться, чтобы все его составные шли на пользу делу, а не в отвалы? Для их извлечения нужна особая технология, объединение уси­ лий многих научно-исследовательских, проектно-конструкторских и хо­ зяйственных организаций. Не только эти залежи, но и многие другие месторождения принесут колоссальный экономический эффект, если при их разработке руководст­ воваться требованиями партии: извлекать все полезные компоненты полностью и комплексно. Встает задача, которую так сформулировал член-корреспондент Академии наук СССР, директор Института земной коры Сибирского отделения Академии наук СССР Михаил Иванович Одинцов: — Технология переработки минерального сырья новых горнорудных районов должна ориентироваться на двадцать первый век, а не повторять шаблонов прошлого! Богатства природных кладовых, разрезы, шахты, горно-обогатитель­ ные фабрики, предприятия черной и цветной металлургии, химии, метал­ лообработки, машиностроения, комбинаты строительных материалов и многие другие промышленные новостройки — вот что привлечет сюда лю­ дей, вот что преобразит безлюдный край. В зоне Байкало-Амурской магистрали, кроме полезных ископаемых, есть и другое богатство. Пространства, которые пересечет железная дорога, представляются с воздуха сплошным зеленым океаном тайги. В зону тяготения БАМа попадет шестнадцатая часть территории Совет­ ского Союза. Половину ее занимает тайга. Лесозаготовки колеблются вокруг трех миллионов кубометров в год. Подсчитано, что с помощью магистрали эту цифру нетрудно увеличить в девять раз. Бесспорно, что здесь сосредоточены лесные запасы исключительных размеров. Однако оценки количества и качества древесины, предложенные различными организациями, расходятся почти в два раза! Такой разнобой затрудняет перспективное планирование, но не пре­ пятствует принятию локальных решений. Не ждут прогнозов, а действуют работники Бурятского производственного объединения «Забаикаллес». Заместитель генерального директора объединения В. Е. Бабинцев рас­ сказал нам, что на трассе магистрали уже организованы Муйский лес­ промхоз и участок в Уояне. На их базе можно быстро развернуть круп­ ные предприятия. В Амурской области будет создан Гилюйский леспром­ хоз — один из крупнейших в стране. Он станет поставщиком леса на Тындинский лесопильно-деревообрабатывающии комбинат. А в перспек­ тиве таежные запасы лиственницы, сосны, березы, кедра и других пород деревьев породят предприятия лесохимии, целлюлозно-бумажной, ме­ бельной промышленности. Все эти разнообразные предприятия образуют несколько мощных территориально-производственных комплексов с поселками и городами, со всем, что необходимо людям. Масштабы затрат на создание сети этих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2