Сибирские огни, 1977, №6

Теперь перед учреждениями Сибирского отделения и Дальневосточ­ ного центра Академии наук СССР поставлена задача подготовить совместно с Государственным комитетом по науке и технике Совета Ми­ нистров СССР, министерствами и ведомствами комплексную программу хозяйственного освоения зоны БАМа для представления ее в централь­ ные органы. Прошло время гипотез. Настала пора обоснованных, дальновидных, всесторонних рекомендаций и прогнозов. В их подготовке участвуют бук­ вально все научно-исследовательские организации Сибири. Они разраба­ тывают около двухсот крупных проблем. Ученые на трассе магистрали — не почетные гости, а упорные труженики. В Благовещенском аэропорту мы встретили мерзлотоведов Москов­ ского университета. В Улан-Удэ долго разговаривали с бурятскими гео­ логами. В Усть-Куте провожали в долгий и трудный путь по притрассо­ вым автодорогам иркутских экономистов... Таких встреч не перечислить. Как ни велика трасса, но буквально повсюду нам попадались исследова­ тели. Один только Институт земной коры нынешним летом отправил сю ­ да двадцать два экспедиционных отряда — двести пятьдесят человек. Этот институт готовит карту сейсмического районирования зоны БАМа, дает заключения об условиях строительства мостов, земляного полотна и других инженерных сооружений. Значительная часть этой работы уже закончена. Институт географии Сибири и Дальнего Востока выслал пять полевых отрядов. Они вели комплексные исследования, связанные с на- ледной опасностью, почвенным, геоботаническим и ландшафтным карти­ рованием. Лимнологический институт организовал экспедиционные рабо­ ты в Северном Прибайкалье. Материалы комплексных наблюдений использованы для количественной оценки изменений климата в резуль­ тате возрастающего влияния людей на природную среду. А как окружающая среда, суровый климат влияют на человека? Ме­ дицинские проблемы строительства магистрали и освоения ее зоны абсо­ лютно новы и своеобразны. Нельзя здесь провести аналогий даже с опытом, накопленным ранее прц создании Норильского, комбината, Брат­ ской и Усть-Илимской ГЭС, железной дороги Абакан—Тайшет и других северных объектов. Как помочь людям адаптироваться в этих необычных условиях? Исследования в этой области ведут более сорока институтов страны по программе Координационного центра Академии медицинских наук СССР. Ученые и врачи ставят перед собой задачи тактические — охрана здоровья строителей магистрали и стратегические — планиро­ вание профилактической работы на будущее, в расчете на многомиллион­ ное население этого края. Многомиллионное? По данным переписи населения в 1970 году, в зоне Байкало-Амурской магистрали жило всего пятьсот восемьдесят че­ тыре тысячи триста человек, причем почти половина из них — в двух го­ родах: Комсомольске-на-Амуре и Усть-Куте. На всем протяжении зоны плотность населения составляла менее одного человека на квадратный километр. По прогнозам специалистов, уже в 1990 году здесь будет жить свыше миллиона трехсот тысяч человек, а в дальнейшем постоянное на­ селение этих районов будет расти почти с такой же быстротой. В чем причина такого демографического взрыва? Лучше всех на этот вопрос могут ответить геологи. Все поддается учету, количественной оценке. Но о ресурсах недр в зоне БАМа пока приходится говорить столь же неопределенно, сколь и величественно: они несметны, а сколько их именно, не знает никто. «Гео­ логическая изученность территории, прилегающей к магистрали, невысо­ ка и очень неравномерна»,— подобные фразы повторяются в научных докладах. А в рекомендациях конференций и совещаний по проблемам 3. Сибирские огни № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2