Сибирские огни, 1977, №6
Теперь перед учреждениями Сибирского отделения и Дальневосточ ного центра Академии наук СССР поставлена задача подготовить совместно с Государственным комитетом по науке и технике Совета Ми нистров СССР, министерствами и ведомствами комплексную программу хозяйственного освоения зоны БАМа для представления ее в централь ные органы. Прошло время гипотез. Настала пора обоснованных, дальновидных, всесторонних рекомендаций и прогнозов. В их подготовке участвуют бук вально все научно-исследовательские организации Сибири. Они разраба тывают около двухсот крупных проблем. Ученые на трассе магистрали — не почетные гости, а упорные труженики. В Благовещенском аэропорту мы встретили мерзлотоведов Москов ского университета. В Улан-Удэ долго разговаривали с бурятскими гео логами. В Усть-Куте провожали в долгий и трудный путь по притрассо вым автодорогам иркутских экономистов... Таких встреч не перечислить. Как ни велика трасса, но буквально повсюду нам попадались исследова тели. Один только Институт земной коры нынешним летом отправил сю да двадцать два экспедиционных отряда — двести пятьдесят человек. Этот институт готовит карту сейсмического районирования зоны БАМа, дает заключения об условиях строительства мостов, земляного полотна и других инженерных сооружений. Значительная часть этой работы уже закончена. Институт географии Сибири и Дальнего Востока выслал пять полевых отрядов. Они вели комплексные исследования, связанные с на- ледной опасностью, почвенным, геоботаническим и ландшафтным карти рованием. Лимнологический институт организовал экспедиционные рабо ты в Северном Прибайкалье. Материалы комплексных наблюдений использованы для количественной оценки изменений климата в резуль тате возрастающего влияния людей на природную среду. А как окружающая среда, суровый климат влияют на человека? Ме дицинские проблемы строительства магистрали и освоения ее зоны абсо лютно новы и своеобразны. Нельзя здесь провести аналогий даже с опытом, накопленным ранее прц создании Норильского, комбината, Брат ской и Усть-Илимской ГЭС, железной дороги Абакан—Тайшет и других северных объектов. Как помочь людям адаптироваться в этих необычных условиях? Исследования в этой области ведут более сорока институтов страны по программе Координационного центра Академии медицинских наук СССР. Ученые и врачи ставят перед собой задачи тактические — охрана здоровья строителей магистрали и стратегические — планиро вание профилактической работы на будущее, в расчете на многомиллион ное население этого края. Многомиллионное? По данным переписи населения в 1970 году, в зоне Байкало-Амурской магистрали жило всего пятьсот восемьдесят че тыре тысячи триста человек, причем почти половина из них — в двух го родах: Комсомольске-на-Амуре и Усть-Куте. На всем протяжении зоны плотность населения составляла менее одного человека на квадратный километр. По прогнозам специалистов, уже в 1990 году здесь будет жить свыше миллиона трехсот тысяч человек, а в дальнейшем постоянное на селение этих районов будет расти почти с такой же быстротой. В чем причина такого демографического взрыва? Лучше всех на этот вопрос могут ответить геологи. Все поддается учету, количественной оценке. Но о ресурсах недр в зоне БАМа пока приходится говорить столь же неопределенно, сколь и величественно: они несметны, а сколько их именно, не знает никто. «Гео логическая изученность территории, прилегающей к магистрали, невысо ка и очень неравномерна»,— подобные фразы повторяются в научных докладах. А в рекомендациях конференций и совещаний по проблемам 3. Сибирские огни № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2