Сибирские огни, 1977, №6

родилась грандиозная общенародная программа. Представления специа­ листов о зоне Байкало-Амурской магистрали велики и разнообразны. И все же их оказалось недостаточно. Вот почему после выхода Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали общее собрание Сибирского отделения Академии наук СССР приняло решение обратить особое внимание на организацию исследова­ ний, связанных с ^той стройкой. Тогда же академик Абел Гезевич Аган- бегян сказал нам: — Небывалые масштабы строительства и хозяйственного освоения почти нетронутых гигантских территорий ставят перед наукой и практи­ кой чрезвычайно широкий спектр проблем. Большинство их связано с трудными природными условиями этих районов. Нашей стране, нашему народу эти трудности по плечу. Многоцелевая железная дорога вызовет к активной жизни огромные пространства Сибири и Дальнего Востока. Она должна быстро окупиться. Однако для того, чтобы решить эту задачу быстрее и лучше, особое значение имеет работа ученых. По ряду важных позиций наука еще не готова дать ответы практике. Ученые Сибири и всей страны с горячим желанием взялись за про­ блемы «стройки века». В начале 1975 года при Президиуме Сибирского отделения АН СССР была создана комиссия по разработке программы хозяйственного освоения зоны БАМ. В феврале в Новосибирском ака­ демгородке состоялась научная сессия Сибирского отделения. В сентябре в Чите прошла первая всесоюзная конференция. На ней были приняты развернутые рекомендации. В том же месяце в целях координации науч­ ных исследований, проводимых учреждениями Академии наук СССР и связанных со строительством Байкало-Амурской магистрали и освоением прилегающих к ней территорий, организован Научный совет АН СССР под председательством академика А. Г. Аганбегяна. В ноябре состоялось его первое заседание в Москве. Совет решил разработать координацион­ ный план по проблемам строительства и хозяйственного освоения зоны БАМ на десятую пятилетку. В июне 1976 года Совет собрался на выезд­ ную сессию в Тынде. Все эти встречи ученых с участием строителей, проектировщиков, железнодорожников, представителей многих заинтересованных ведомств позволили суммировать накопленные знания, выявить проблемы, наме­ тить важнейшие направления дальнейших исследований. Но самым ве­ сомым вкладом науки стал предварительный доклад «Проблемы хозяй­ ственного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали». Это настоящая энциклопедия, где впервые собраны воедино и проанализированы резуль­ таты многолетних исследований в самых различных направлениях. О значении этого труда, подчеркивая проявившуюся при его создании интеграцию наук, председатель Президиума Сибирского отделения АН СССР академик Гурий Иванович Марчук сказал: — Подготовка такого доклада характеризует новый качественный уровень состояния научных разработок отделения, свидетельствует о вы­ сокой степени зрелости его коллектива. Не менее важна оценка, которую дал заместитель министра путей сообщения, руководитель дирекции строящейся магистрали В. П. Кали- ничев. На заседании Совета в Тынде он назвал доклад «настольной кни­ гой строителей БАМа». Вместе с тем авторам доклада на заседаниях в Новосибирске, Иркут­ ске, Чите, Тынде и в Москве было высказано много замечаний. Это впол­ не естественно: в одной работе, носившей к тому же предварительный характер, все предусмотреть было невозможно. Обсуждения этого кол­ лективного труда затем и проводились, чтобы выделить неясные вопро­ сы, требующие глубокой научной проработки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2