Сибирские огни, 1977, №6
родилась грандиозная общенародная программа. Представления специа листов о зоне Байкало-Амурской магистрали велики и разнообразны. И все же их оказалось недостаточно. Вот почему после выхода Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали общее собрание Сибирского отделения Академии наук СССР приняло решение обратить особое внимание на организацию исследова ний, связанных с ^той стройкой. Тогда же академик Абел Гезевич Аган- бегян сказал нам: — Небывалые масштабы строительства и хозяйственного освоения почти нетронутых гигантских территорий ставят перед наукой и практи кой чрезвычайно широкий спектр проблем. Большинство их связано с трудными природными условиями этих районов. Нашей стране, нашему народу эти трудности по плечу. Многоцелевая железная дорога вызовет к активной жизни огромные пространства Сибири и Дальнего Востока. Она должна быстро окупиться. Однако для того, чтобы решить эту задачу быстрее и лучше, особое значение имеет работа ученых. По ряду важных позиций наука еще не готова дать ответы практике. Ученые Сибири и всей страны с горячим желанием взялись за про блемы «стройки века». В начале 1975 года при Президиуме Сибирского отделения АН СССР была создана комиссия по разработке программы хозяйственного освоения зоны БАМ. В феврале в Новосибирском ака демгородке состоялась научная сессия Сибирского отделения. В сентябре в Чите прошла первая всесоюзная конференция. На ней были приняты развернутые рекомендации. В том же месяце в целях координации науч ных исследований, проводимых учреждениями Академии наук СССР и связанных со строительством Байкало-Амурской магистрали и освоением прилегающих к ней территорий, организован Научный совет АН СССР под председательством академика А. Г. Аганбегяна. В ноябре состоялось его первое заседание в Москве. Совет решил разработать координацион ный план по проблемам строительства и хозяйственного освоения зоны БАМ на десятую пятилетку. В июне 1976 года Совет собрался на выезд ную сессию в Тынде. Все эти встречи ученых с участием строителей, проектировщиков, железнодорожников, представителей многих заинтересованных ведомств позволили суммировать накопленные знания, выявить проблемы, наме тить важнейшие направления дальнейших исследований. Но самым ве сомым вкладом науки стал предварительный доклад «Проблемы хозяй ственного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали». Это настоящая энциклопедия, где впервые собраны воедино и проанализированы резуль таты многолетних исследований в самых различных направлениях. О значении этого труда, подчеркивая проявившуюся при его создании интеграцию наук, председатель Президиума Сибирского отделения АН СССР академик Гурий Иванович Марчук сказал: — Подготовка такого доклада характеризует новый качественный уровень состояния научных разработок отделения, свидетельствует о вы сокой степени зрелости его коллектива. Не менее важна оценка, которую дал заместитель министра путей сообщения, руководитель дирекции строящейся магистрали В. П. Кали- ничев. На заседании Совета в Тынде он назвал доклад «настольной кни гой строителей БАМа». Вместе с тем авторам доклада на заседаниях в Новосибирске, Иркут ске, Чите, Тынде и в Москве было высказано много замечаний. Это впол не естественно: в одной работе, носившей к тому же предварительный характер, все предусмотреть было невозможно. Обсуждения этого кол лективного труда затем и проводились, чтобы выделить неясные вопро сы, требующие глубокой научной проработки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2