Сибирские огни, 1977, №6

зрения склоновые процессы на этой территории изучень/ весьма слабо, и практически совершенно не исследована их взаимосвязь с мерзлотными и сейсмическими процессами». В конце июля 1975 года экспедиционный отряд Сибирского энерге­ тического института обнаружил у подножия высшей точки Байкальского хребта — горы Черского — ледник. Классический горный ледник, густо усыпанный и нашпигованный камнями, с мощным крутым «лбом», изре­ занным бороздами — стоками талой воды. Удивительно, как он мог о б ­ разоваться здесь — на широте южнее Москвы и на сравнительно неболь­ шой высоте — всего две тысячи метров над уровнем моря. Еще удивительнее другое: как его до сих пор не заметили? Ведь ледник находится в полутора днях пути от берега Байкала, в восьмидеся­ ти километрах от перевала Даван, где уже. давно работают туннельщи­ ки. В этих местах побывало множество различных экспедиций. И все же факт остается фактом: ни в одном научном труде, ни в одном экспедици­ онном отчете о леднике до сих пор не упоминалось. Находка ледника — крупное географическое открытие. Одновремен­ но оно является свидетельством, насколько еще слабо изучены эти края, непосредственно примыкающие к трассе Байкало-Амурской магистрали. У науки пока немало «белых пятен» вдоль трассы и в зоне хозяйст­ венного освоения районов, новых для экономики страны. Нет, пожалуй, такой научной специальности, интересы которой далеки от проблем все­ народной стройки. Тем более, что железная дорога — не самоцель. Она, скорее,— рубеж, с которого советский народ начнет великий поход в двадцать первый век, в свое ближайшее будущее. Что мы обретем в этом походе? Слово — пауке Со времен первых экспедиций Российской Академии наук «громад­ ная лесная пустыня, дикая и нетронутая», привлекала пристальное вни­ мание отечественных ученых. Но наблюдения и исследования были на­ столько отрывочными, что носившаяся в воздухе идея строительства железной дороги по Северному Прибайкалью опереться на них не могла. Эта идея стала приобретать черты реальности лишь при Советской вла­ сти, в тридцатые годы. Тогда вице-президент Академии наук СССР Вла­ димир Леонтьевич. Комаров возглавил Байкало-Амурскую комплексную экспедицию. В ее отрядах и партиях работали многие ученые всех отрас­ лей знания. Среди первопроходцев трассы находился юный студент, а ныне — член-корреспондент Академии наук СССР, директор Института мерзло­ товедения Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР Павел Иванович Мельников. Теперь этот институт стал головной организацией, координирующей исследования по проблемам вечной мерзлоты, ведущие­ ся различными организациями в зоне строительства магистрали. — От начатых нами в те далекие годы изысканий до нынешних про­ шло сорок лет, но мне дороги те первые исследования, которые спустя десятилетия воплощаются в практику,-—говорил Павел Иванович. Около двадцати лет ходит по этой трассе известный сейсмолог, член- корреспондент Академии наук СССР Виктор Прокопьевич Солоненко. Иркутский институт земной коры, в котором он работает, накопил о б ­ ширный материал, необходимый для успешного строительства в этих сложных природных условиях. Десятилетиями исчисляется «бамовский» стаж многих сотрудников научно-исследовательских и проектных инсти­ тутов. Ветераны трассы заложили научный фундамент, на базе которого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2