Сибирские огни, 1977, №6
зрения склоновые процессы на этой территории изучень/ весьма слабо, и практически совершенно не исследована их взаимосвязь с мерзлотными и сейсмическими процессами». В конце июля 1975 года экспедиционный отряд Сибирского энерге тического института обнаружил у подножия высшей точки Байкальского хребта — горы Черского — ледник. Классический горный ледник, густо усыпанный и нашпигованный камнями, с мощным крутым «лбом», изре занным бороздами — стоками талой воды. Удивительно, как он мог о б разоваться здесь — на широте южнее Москвы и на сравнительно неболь шой высоте — всего две тысячи метров над уровнем моря. Еще удивительнее другое: как его до сих пор не заметили? Ведь ледник находится в полутора днях пути от берега Байкала, в восьмидеся ти километрах от перевала Даван, где уже. давно работают туннельщи ки. В этих местах побывало множество различных экспедиций. И все же факт остается фактом: ни в одном научном труде, ни в одном экспедици онном отчете о леднике до сих пор не упоминалось. Находка ледника — крупное географическое открытие. Одновремен но оно является свидетельством, насколько еще слабо изучены эти края, непосредственно примыкающие к трассе Байкало-Амурской магистрали. У науки пока немало «белых пятен» вдоль трассы и в зоне хозяйст венного освоения районов, новых для экономики страны. Нет, пожалуй, такой научной специальности, интересы которой далеки от проблем все народной стройки. Тем более, что железная дорога — не самоцель. Она, скорее,— рубеж, с которого советский народ начнет великий поход в двадцать первый век, в свое ближайшее будущее. Что мы обретем в этом походе? Слово — пауке Со времен первых экспедиций Российской Академии наук «громад ная лесная пустыня, дикая и нетронутая», привлекала пристальное вни мание отечественных ученых. Но наблюдения и исследования были на столько отрывочными, что носившаяся в воздухе идея строительства железной дороги по Северному Прибайкалью опереться на них не могла. Эта идея стала приобретать черты реальности лишь при Советской вла сти, в тридцатые годы. Тогда вице-президент Академии наук СССР Вла димир Леонтьевич. Комаров возглавил Байкало-Амурскую комплексную экспедицию. В ее отрядах и партиях работали многие ученые всех отрас лей знания. Среди первопроходцев трассы находился юный студент, а ныне — член-корреспондент Академии наук СССР, директор Института мерзло товедения Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР Павел Иванович Мельников. Теперь этот институт стал головной организацией, координирующей исследования по проблемам вечной мерзлоты, ведущие ся различными организациями в зоне строительства магистрали. — От начатых нами в те далекие годы изысканий до нынешних про шло сорок лет, но мне дороги те первые исследования, которые спустя десятилетия воплощаются в практику,-—говорил Павел Иванович. Около двадцати лет ходит по этой трассе известный сейсмолог, член- корреспондент Академии наук СССР Виктор Прокопьевич Солоненко. Иркутский институт земной коры, в котором он работает, накопил о б ширный материал, необходимый для успешного строительства в этих сложных природных условиях. Десятилетиями исчисляется «бамовский» стаж многих сотрудников научно-исследовательских и проектных инсти тутов. Ветераны трассы заложили научный фундамент, на базе которого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2