Сибирские огни, 1977, №6

приехавшие из-за Урала на трассу БАМа, с изумлением, близким к ужа­ су, наблюдали, как среди зимы, в трескучий мороз, из-под снега вдруг выбивается струя воды. Не какой-нибудь минеральной, горячей, а самой обыкновенной, ледяной. Вода тут же замерзает, но Свежий лед гулко рас­ калывается, и по его поверхности снова течет вода... Не успеешь огля­ нуться, как образуется прозрачная гора. Она растет вверх и в стороны, наступает на автомобильную колею, на рельсы железной дороги... По­ явление наледей непредсказуемо. Известно лишь, что строительстве} мо­ жет их провоцировать. А вот указать точно, где и когда прорвется такой фонтан, сколько он будет действовать,— никто не может. И бороться с ним очень трудно. Ну-ка, справься с голубоватым монолитом высотой в тридцать метров! Наледи уже несколько раз атаковали готовый участок БАМа в районе Усть-Кута. Против них пускали бульдозеры, копали ка­ навы, разогревали мерзлую землю, чтобы она приняла в себя ключи, направляли их в сторону от магистрали... Люди каждый раз побеждали, но убеждались: враг серьезный, нужно быть постоянно готовым к отпору. Еще совсем недавно считалось, что зона вдоль трассы Байкало- Амурской магистрали очень редко испытывает сильные землетрясения. Теперь ученые придерживаются противоположного мнения. Просто До 1957 года поступали лишь случайные сведения о сейсмичности этих ма­ лонаселенных районов. Да и сейчас многие участки детально не изучены, а на всем протяжении трассы к востоку от Тынды они только начались. Но уже выявлено более тридцати областей, где произошли землетрясе­ ния силой от девяти до двенадцати баллов. А сцла эта такова, что сме­ щает горы. 27 июня 1957 года произошло Муйское землетрясение, которое ощу­ щалось на площади около двух миллионов квадратных километров. До него эта область считалась в сейсмическом отношении безопасной. 2 но­ ября 1973 года зарегистрировано 12— 13-балльное Зейское землетрясе­ ние. Оно подтвердило прогноз ученых о высокой сейсмичности этого района. А по нему проходит около пятисот километров будущей магистрали... Все это, конечно, не означает, что БАМ то и дело придется восста­ навливать после очередных подземных толчков. Специалисты вычислили вероятную периодичность катастрофических землетрясений: десятибалль­ ные могут произойти через двести — двести пятьдесят лет, более силь­ ные— через тысячу или даже через три тысячи лет. Есть еще один успо­ коительный довод: острова Японского архипелага постоянно «трясет», а поезда там бегают, да с какими скоростями! Строительство в зонах высокой сейсмичности для советских специа­ листов не новость. Если оно основано на точных научных данных, то по­ следствия землетрясений удается резко ослабить. Но в том-то и труд­ ность, что. таких данных явно не хватает. Скоро полностью вступит в строй «северный БАМ», а рекомендации от сейсмологов строители этой железнодорожной линии еще не получили. То же самое можно сказать о восточном плече магистрали. Если бы этим ограничились препятствия, которые нагромоздила при­ рода на пути стальной колеи! Но нет, она еще приготовила так называе­ мые склоновые процессы: скальные обвалы, оползни, сели, курумы — каменные потоки, снежные лавины... Все эти грозные явления активизи­ руются именно при строительстве, то есть при нарушении человеком естественного равновесия природы. «Тем самым,— говорится в докладе, подготовленном большими силами ученых,— при освоении полосы влия­ ния трассы БАМ особое значение приобретает проблема детального изу­ чения закономерностей развития каждого из элементов склоновых про­ цессов для их количественной оценки и прогноза устойчивости склонов. Вместе с тем необходимо отметить, что с инженерно-геологической точки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2