Сибирские огни, 1977, №6

Этой проблемой занимается несколько научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений. Среди них Институт горного дела Сибирского отделения Академии наук СССР, в котором уже родилось много замечательных машин, механизмов, инструментов, принципиально новых технологических решений. Ученые не любят давать авансы, обе­ щать то, в чем они до конца не уверены. И все же специалисты новоси­ бирского института заронили надежду, что проблема скорости бурения будет решена. Остается пожелать им успеха! Вечная мерзлота загадала не одну трудную загадку. Ее поведение всесторонне еще не изучено. А знать, как с ней обращаться, необходимо. Ведь мерзлые грунты лежат вдоль почти всей трассы — где островами, «линзами», а где — сплошь. Средняя мощность вечной мерзлоты — сто- двести метров, но в некоторых местах она достигает километра. Строите­ ли неизбежно нарушают ее естественный режим. Тут и начинаются беды: подземный лед тает, почва опускается, впадина заполняется водой... В одном пункте на линии Тында — Беркакит ни с того ни с сего в готовом земляном полотне образовалась воронка глубиной в десять мет­ ров. В другой точке полотно на большом протяжении просело на шесть­ десят сантиметров. Специалисты дотошно проверили качество работ. Оказалось, что они выполнены в точном соответствии с проектом. Сейчас уже накоплен немалый опыт строительства на вечной мерзло­ те. Но далеко не всегда его можно использовать на новом объекте. Тре­ буются дополнительные исследования, корректировки в зависимости от глубины залегания, мощности и характера мерзлых пород. А строить нужно не только дороги. Сколько поднимется вдоль магистрали различ­ ных зданий, сколько проляжет всевозможных коммуникаций! И в каж­ дом отдельном случае надо заново решать вопрос взаимодействия инже­ нерных сооружений с вечной мерзлотой. Примерно так же обстоит дело с реками, ручьями и подземными водами: каких сюрпризов можно от них ожидать, в общем ясно. Но ког­ да, где и в каких масштабах? Данных многолетних наблюдений нет. По­ этому каждый паводок несет с собой неожиданности. В сухое лето многие местные реки можно перейти вброд. Но плохо придется тем, кто не учтет их коварного характера. Пролился в горах дождь, и мелкие ручьи набухают прямо на глазах, превращаются в бур­ ные потоки, смывают со своего пути все, что им мешает, меняют русла и вырываются туда, где их никогда не было. Нам показывали одно спо­ койное местечко, где совсем недавно пришлось бросить экскаватор: так стремительно поднялась вода, что его не успели увести. И эта, полчаса назад спокойная речка, потащила тяжелую машину по камням... 20 апреля 1975 года строители сдали автомобильный мост через Гилюй. 23-го начался паводок. Вода поднялась на пять с половиной мет­ ров, несла коряги, вырванные с корнем деревья. Льдины полутораметро­ вой толщины били в опоры так, что мост трещал и «ходил», как живой. Три дня и три ночи шла борьба со стихией. Люди противопоставили ей организованность и мужество, силу духа и мастерство. Самосвалы шли на мост, который в любой момент мог рухнуть, и бросали в пучину желе­ зобетонные блоки. Две опоры сдвинулись с места, но устояли. С тех пор мост несколько покривел, однако он и по сей день служит строителям. Другой не менее драматичный случай произошел на автомобильной дороге от Уояна к Северо-Муйскому туннелю. На протяжении нескольких километров ее целиком смыл паводок. Как ни странно, потоки воды устремились не туда, где для них были уложены трубы, а на сплошное полотно. Говорят, это — какой-то особенный паводок, предусмотреть его было невозможно. А кто знает, сколько их еще будет — особенных... Много хлопот доставляют и наледи. Это явление совершенно не из­ вестно в европейской части страны. Опытные, много повидавшие люди,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2