Сибирские огни, 1977, №6
Этой проблемой занимается несколько научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений. Среди них Институт горного дела Сибирского отделения Академии наук СССР, в котором уже родилось много замечательных машин, механизмов, инструментов, принципиально новых технологических решений. Ученые не любят давать авансы, обе щать то, в чем они до конца не уверены. И все же специалисты новоси бирского института заронили надежду, что проблема скорости бурения будет решена. Остается пожелать им успеха! Вечная мерзлота загадала не одну трудную загадку. Ее поведение всесторонне еще не изучено. А знать, как с ней обращаться, необходимо. Ведь мерзлые грунты лежат вдоль почти всей трассы — где островами, «линзами», а где — сплошь. Средняя мощность вечной мерзлоты — сто- двести метров, но в некоторых местах она достигает километра. Строите ли неизбежно нарушают ее естественный режим. Тут и начинаются беды: подземный лед тает, почва опускается, впадина заполняется водой... В одном пункте на линии Тында — Беркакит ни с того ни с сего в готовом земляном полотне образовалась воронка глубиной в десять мет ров. В другой точке полотно на большом протяжении просело на шесть десят сантиметров. Специалисты дотошно проверили качество работ. Оказалось, что они выполнены в точном соответствии с проектом. Сейчас уже накоплен немалый опыт строительства на вечной мерзло те. Но далеко не всегда его можно использовать на новом объекте. Тре буются дополнительные исследования, корректировки в зависимости от глубины залегания, мощности и характера мерзлых пород. А строить нужно не только дороги. Сколько поднимется вдоль магистрали различ ных зданий, сколько проляжет всевозможных коммуникаций! И в каж дом отдельном случае надо заново решать вопрос взаимодействия инже нерных сооружений с вечной мерзлотой. Примерно так же обстоит дело с реками, ручьями и подземными водами: каких сюрпризов можно от них ожидать, в общем ясно. Но ког да, где и в каких масштабах? Данных многолетних наблюдений нет. По этому каждый паводок несет с собой неожиданности. В сухое лето многие местные реки можно перейти вброд. Но плохо придется тем, кто не учтет их коварного характера. Пролился в горах дождь, и мелкие ручьи набухают прямо на глазах, превращаются в бур ные потоки, смывают со своего пути все, что им мешает, меняют русла и вырываются туда, где их никогда не было. Нам показывали одно спо койное местечко, где совсем недавно пришлось бросить экскаватор: так стремительно поднялась вода, что его не успели увести. И эта, полчаса назад спокойная речка, потащила тяжелую машину по камням... 20 апреля 1975 года строители сдали автомобильный мост через Гилюй. 23-го начался паводок. Вода поднялась на пять с половиной мет ров, несла коряги, вырванные с корнем деревья. Льдины полутораметро вой толщины били в опоры так, что мост трещал и «ходил», как живой. Три дня и три ночи шла борьба со стихией. Люди противопоставили ей организованность и мужество, силу духа и мастерство. Самосвалы шли на мост, который в любой момент мог рухнуть, и бросали в пучину желе зобетонные блоки. Две опоры сдвинулись с места, но устояли. С тех пор мост несколько покривел, однако он и по сей день служит строителям. Другой не менее драматичный случай произошел на автомобильной дороге от Уояна к Северо-Муйскому туннелю. На протяжении нескольких километров ее целиком смыл паводок. Как ни странно, потоки воды устремились не туда, где для них были уложены трубы, а на сплошное полотно. Говорят, это — какой-то особенный паводок, предусмотреть его было невозможно. А кто знает, сколько их еще будет — особенных... Много хлопот доставляют и наледи. Это явление совершенно не из вестно в европейской части страны. Опытные, много повидавшие люди,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2