Сибирские огни, 1977, №6

диспетчеризацию, создает вычислительный центр необходимое звено автоматизации и научной организации управления. Самое важное даже не эти практические меры, а то, что партийные организации приковали внимание всех строителей к проблемам экономи­ ки, экономии, эффективности. Люди, поначалу воспринимавшие только поставленные перед ними огромные цели, стали задумываться над сред­ ствами их достижения, стали наводить порядок в своем хозяйстве. По всей трассе думают сейчас, как лучше использовать свои резер­ вы, как эффективнее бороться за эффективность производства. Вот это и есть главная победа партийных организаций. Она наверняка принесет большие плоды. В столь сложных условиях... На трассе Байкало-Амурской магистрали с некоторых пор стали считаться дурным тоном ссылки на специфику условий работы, на суро­ вость природы. Над теми, кто привык оправдывать свои недоделки объективными причинами, стали посмеиваться, а то и резко одергивать: «Хватит на господа бога кивать! Все равно никто нам сорок дней в месяц не даст. Пора бы и привыкнуть...» И все-таки — не для поддержки плохих работников, а в интересах справедливости — необходимо отметить, что специфика действительно есть. И очень большая. Железных дорог такой протяженности в столь сложных условиях еще не сооружал никто в мире. Главная трудность для строителей — не морозы. Да, в этих местах они очень сильные. Почти на всем протяжении трассы ртутный столбик термометра отмечает пятьдесят градусов, а во многих местах — шесть­ десят. При таких температурах сталь становится хрупкой, как стекло, толстенные тросы рвутся, словно бумажная бечевка. Но таких дней в году не так уж много, и люди их переносят. А на смену тросовым маши­ нам все больше приходит техника на гидравлике. Она прекрасно себя зарекомендовала на БАМе. Почему-то считается, что на трассе магистрали нет спасения от гну­ са, комаров, клещей и прочих кровососов. Это явное заблуждение. Бы­ вают годы, как, например, прошлое лето, когда о комарах на трассе за­ бывают— настолько их мало. Во всяком случае, север Западной Сибири в этом отношении куда труднее. Нет, главная трудность в другом. В особых, нигде больше не собран­ ных природой воедино геологических условиях и в том, что условия эти еще недостаточно изучены. Прежде всего, строителям Байкало-Амурской магистрали приходит­ ся учитывать, что значительная часть трассы проходит по районам веч­ ной мерзлоты. Что значит— «значительная»? Разные специалисты назы­ вали цифры, сильно отличающиеся друг от друга: пятьсот, тысяча шесть­ сот, две тысячи сто километров. А ведь это очень важно знать — где и какие вечномерзлые грунты залегают. Строители БАМа бьются над задачей, как увеличить скорости про­ ходки вертикальных стволов, штолен и туннелей. Пытались опереться на мировой опыт, но он здесь бессилен. Нигде нет более эффективных, чем в Советском Союзе, методов бурения вечномерзлых грунтов. Эти темпы— пятьдесят метров в месяц — строителей БАМа не устраивают. Ведь о б ­ щая длина туннелей на трассе магистрали составляет около тридцати километров. Их нужно пройти как можно скорее. Кроме того, много бу ­ ровых работ приходится вести при сооружении мостов и земляного полотна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2