Сибирские огни, 1977, №6

Помним, какой большой резонанс вызвало на БАМе обсуждение на заседании бюро Иркутского обкома КПСС вопроса о повышении эффек­ тивности и качества строительства западного участка магистрали в свете требований XXV съезда партии. Обком организовал широкую и деталь­ ную проверку положения дел. Она показала, как много сделали строи­ тельные подразделения с помощью местных партийных и советских ор­ ганов. Планы и социалистические обязательства выполнялись успешно. Тысячи рабочих были обучены новым профессиям или повысили квали­ фикацию. Умело использовались различные формы социалистического соревнования... Таким образом, у бюро обкома был повод ограничиться одобрением и распространением положительного опыта. Однако руково­ дители Иркутской областной партийной организации свое главное вни­ мание сосредоточили на резервах, на недоработках, на том, какой ценой достигается решение трудных целевых задач. На этом памятном заседании говорилось о том, что строители маги­ страли пока еще очень мало занимаются экономикой и улучшением ка­ чественных показателей, не выработали комплексного подхода к пробле­ ме эффективности работы. В управлении «Ангарстрой» и субподрядных трестах отсутствовало организующее начало. Соответствующие планы не разрабатывались или выполнялись на низком инженерном и экономиче­ ском уровне. В них не находили должного отражения достижения тех­ нического прогресса, передовой опыт строительства, не учитывались многие внутренние резервы. У различных подразделений, занятых на трассе, была низкая взаимная требовательность. Последовательность вы­ полнения работ не всегда была технологически целесообразной. Нередко принимались необоснованные решения, которые снижали производитель­ ность труда. Вот почему в некоторых коллективах строителей западного участка магистрали были велики потери рабочего времени. В управлении «Ангар­ строй» они доходили до 7,4 процента, в тресте «ЗапБАМстроймеханиза- ция» — до 8,2. Это лишь по официальным данным, а на самом деле вре­ мени терялось еще больше, потому что учет внутрисменных простоев был организован плохо. Бюро обкома отметило, что строители очень слабо использовали технические возможности мощных машин и механизмов. Например, экс­ каваторы эксплуатировались неполную смену, а должны были работать две. Немногим лучше обстояло дело с башенными и гусеничными крана­ ми, с бульдозерами и другой техникой. Не было действенного контроля за использованием автотранспорта, а он совершал много холрстых про­ бегов, недогружался и простаивал. Неоправданно широко применялись вертолетные перевозки, которые очень дороги. Даже школьные парты забрасывались во временные поселки вертолетами. А их, как и жилые вагончики, как многие тонны строительных материалов и других грузов можно было перевезти по рекам и автомобильным путям. — Крепко строителям досталось и за брак в работе,— рассказывал нам заведующей строительным отделом Иркутского обкома Виталий Иванович Шишов. Он возглавлял комиссию, готовившую материалы для бюро,— Выяснилось, что нередко буровзрывные работы выполнялись с низким качеством. Мосты, водопропускные трубы, земляное полотно по­ рой возводились с нарушениями норм и правил. В подразделениях ГлавЬАМстроя не было действенной системы контроля качества работы Много было высказано на этом заседании и других упреков Не ожидали такой критики строители. Ведь они привыкли к тому что по бедителей не судят, тем более—их, первопроходцев БАМа Ведь за каж дым их шагом следит вся странЬ! И они в самом деле были победителя ми: сделали к тому времени гораздо больше, чем предусматривалось государственными заданиями... н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2