Сибирские огни, 1977, №6

пич им приходится привозить сюда из «дома», за тысячи километров. А это удорожает строительство, растягивает его сроки, загружает же­ лезные дороги, и без того работающие с большим напряжением. Все это происходит потому, что в зоне будущей магистрали нет д о ­ статочно развитой базы строительной индустрии. Решить эту проблему поручено Министерству транспортного строительства. Оно создает пер­ вый комплекс стройиндустрии в Шимановске. Здесь будут изготавли­ вать железобетонные конструкции мостов и промышленных сооружений, панели домов, облицовочные гранитные плиты, заготовки и узлы для электромонтажных работ и сантехники, вырабатывать щебень и керам­ зит. Здесь же сооружается завод по ремонту дорожностроительных машин. Подобный комплекс вырастет и в Тайшете, а в нескольких городах Сибири и Дальнего Востока возникнут отдельные предприятия и цехи. Однако вся беда в том, что Министерство транспортного строитель­ ства не располагает ни опытом, ни мощностями для сооружения таких комплексов. Поэтому работа на всех объектах стройиндустрии движет­ ся очень медленно, сроки их окончания постоянно нарушаются. Между тем в стране накоплен колоссальный опыт, есть необходи­ мые силы. Но сосредоточены они в других министерствах — промышлен­ ного и общего строительства, черной и цветной металлургии, у химиков, нефтяников, энергетиков... — Возможности этих министерств не чета нашим,— с завистью го­ ворят транспортные строители.— Они с колес могут построить что угод­ но. Вот бы их привлечь года на два, а мы бы тем временем создали собственную базу. Почему они стоят в стороне? БАМ -г- стройка всена­ родная, она всех касается! Замечание резонное. В самом деле, многие министерства и ведом­ ства пока не спешат помочь решению острых проблем сооружения маги­ страли. А проблемы эти охватывают все сферы народного хозяйства, все стороны жизни людей. Отраслевые интересы — вот что мешает ускорить еще больше со­ оружение магистрали. Некоторые работники министерств, от которых зависит распределение материально-технических ресурсов, ложно пони­ мая экономию, все еще хитрят, стараются придержать средства. Чтобы не быть голословными, сошлемся снова на И. С. Розанова и К- М. Продайводу. Главный инженер ГлавБАМстроя сказал огор­ ченно: — Министерства нас заставляют строить для своих отраслей. Это, говорят, не для нас, а для вас, вы и делайте. Энергичный, горячий по натуре секретарь Бурятского обкома пар­ тии высказался еще определеннее: — Многие ждут особого приглашения, чтобы приложить руки к БАМу. Министерство пищевой промышленности, например, ломаного гроша не дало на создание и развитие своих предприятий. До сих пор за счет местных Советов пекарни строим. Не все ведомства так скупы. Мы уже говорили, как много средств выделяется на развитие Тынды. Но застраивают город пятнадцать за­ казчиков, и каждый старается «для сво.их». Поэтому «столица БАМа»—г это по существу пятнадцать соседствующих, тесно переплетающихся поселков. То же происходит в новом городе Якутии Нерюнгри. Основ­ ной его хозяин — Министерство угольной промышленности, мощное, бо ­ гатое, имеющее большой опыт строительства. Поэтому здесь с самого начала успешно решаются многие вопросы, над которыми все еще бьют­ ся в опорных пунктах магистрали и ее зоны. В Нерюнгри, например,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2