Сибирские огни, 1977, №6
еще не раз порадует нас своими творче скими достижениями». Внимание автора статьи сосредоточено на том периоде творчества Распутина, когда о нем еще не говорили такими громкими словами и не применяли к нему вы соких оценочных эпитетов. Б. М. Юдалевич прослеживает процесс кри сталлизации художественного дарования иркутского писателя в то время, когда он еще выглядел рядовым «молодой прозы Сибири». Критик полемизирует с теми, кто склонен зачеркнуть ранние произве дения прозаика, видя в них лишь «дань экзотике», «манерность и вторичность», поиски псевдоромантических «пронзи тельных ситуаций». Без апологетическо го пафоса, спокойно и объективно анали зирует автор первые книги писателя от рассказа «Я забыл спросить у Алешки» до повести «Деньги для Марии». К рас смотрению привлечены книги «Костро вые новых городов», «Край возле самого неба», «Человек с этого света». Просле живается зарождение тем, идей и эсте тических принципов, позднее выступив ших в зрелом творчестве писателя. Не отрицая интереса молодого прозаи ка к сибирской экзотике и таежной романтике, критик утверждает, что уже в раннем творчестве Валентина Распути на «преобладал исследовательский инте рес к человеку, сказывался аналитиче ский дар психолога, тяга к нравственным коллизиям и традиционному реалистиче скому письму». Особенно подробно ана лизируется в связи с этим повесть «День ги для Марии», ее язык, сюжет, компози ционный строй — все то, что сделало ее явлением большой литературы. Уже здесь проявилось характерное для Рас путина внимание к «диалектике души», глубокий психологизм, сочетание непре ходящих «вечных» тем с острыми про блемами современности. Не все материалы подготовительных сборников имеют прямое отношение к истории литературы. Иногда затрагива ются темы из смежных областей куль турного развития, позволяющие лучше понять те или иные явления литератур ного процесса. Такой характер имела, на пример, статья В. М. Сидельникова о русском народном театре Сибири во вто ром выпуске. В третьем имеется ориги нальная публикация М. С. Альтмана о криптонимах сибирских и ^уральских го родов, встречающихся в произведениях русских писателей. Расшифровываются «псевдонимы» городов, фигурирующих во многих произведениях русской лите- ратуры , что позволяет лучше понять не только географию многих романов и по- вестей, но и их идейное содержание, ибо, как справедливо замечает автор публи кации, в литературных произведениях «прототипичность сочетается с типич ностью» и в выборе «псевдонима», крип- тонима того или иного города нередко можно уловить зерно авторского отно шения («Барнаул — Богатое дно», «Бар н а ул— Золотое дно», «Екатеринбург — Пропадинск», «Иркутск — Дребедень», «Иркутск — Омут» и др.). Особенное внимание в публикациях третьего выпуска должна привлечь иск лючительно интересная статья Н. И. Пруцкова «Сибирская утопия Т. М. Бон дарева «Торжество земледельца...». Стро го говоря, она тоже не имеет прямого о т ношения к истории литературы. Речь в ней идет об одном из русских, по выра жению Л. Н. Толстого, «гениальных му жиков» Тимофее Бондареве и его уни кальном философском и социологическом трактате, написанном в сибирской ссыл ке,— «Торж ество земледельца или трудо любие и тунеядство». В этом памятнике народного социально-нравственного соз нания, написанном «без оглядки на на чальство, церковь и цензуру», выразилось подлинное самосознание русского патри архального крестьянства. Малограмот ный сибирский мужик, выкраивая часы из своего трудового времени («день ра ботаю, а ночь пишу»), поведал миру свое миропонимание, в основе которого лежит мысль о «хлебном труде», главном деле, и хлеборобе, первом лице на земле. Н. И. Пруцков раскрывает всю слож ность и противоречивость трактата си бирского крестьянина — «мученика-мы с- лителя» — и печальную историю его со чинения, хотя в его судьбе приняли участие Глеб Успенский и JI. Н. Толстой. Последовательный, наступательный «м у жицкий демократизм», крестьянское вольномыслие уживаются в трактате с религиозным утопизмом, социальной на ивностью и политическими иллюзиями. Для историографов Сибири существен но, что в работе Н. И. Пруцкова учение Бондарева связывается с социально-гео графическими особенностями Сибири. Сочувственно цитируются слова Иванчи- на-Писарева о том, что «многоземельная страна, Сибирь, порождает философов, какие едва ли возможны в России», и за мечается, что «своеобразные сибирские условия должны быть учтены, когда речь идет о пафосе «Торжества земледель ца...». Указывается и на такие особенно сти, как слабое проникновение капита лизма и жизненность старинных патри архальных отношений, господствующее положение земледельческого населения, обширные свободные земли, относитель ная независимость от администрации, отсутствие барина-крепостника. Отметим также, что социально-фило софский жанр трактата не мешает Н. И. Пруцкову поставить его в историко-лите ратурный контекст, соотнести с сочине ниями Толстого и Гл. Успенского, поста вить его в ряд с «Житием протопопа Аввакума» и «Путешествием из Петер бурга в М оскву» А. Н. Радищева, гово рить о стиле «Торжества земледельца.,.», красоте слова и образности. Завершение подготовительного цикла следует рассматривать в свете задач двухтомной «Истории русской литера туры Сибири». По материалам вышед ших томов можно в какой-то мере судить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2