Сибирские огни, 1977, №6
своеволие. Эти стихи по-другому и за писать невозможно. Что стихи далеко не всегда подчиняются строгой ритмической организации строки, выламываются из нее, замечено было давно. Маяковский негодовал по поводу строки А. К. Толстого: «Шибанов мол чал. Из пронзенной ноги...» И предла гал, чтобы не получалось: «молчал из ноги», обозначить цезуру разбивкой, «лесенкой». ' Маршак цитировал Плещеева: «И сме ясь, рукою дряхлой гладит он». Запя тая здесь не спасает, говорил Маршак, все равно выходит: «смеясь рукою». Открытие Маяковского — «лесенка»— сыграло, конечно, свою положительную роль: ведь каждая ее ступенька — за печатленный в стихе жест. Но она, «ле сенка», есть выражение совершенно оп ределенной жестикуляции, которая в свою очередь выражает определенный характер поэта, его психический склад. В первую очередь — ораторский. Думаю, не надо доказывать, что Мая ковский был трибуном по складу свое го характера. Это общеизвестно. Неда ром одно из его первых стихотворений называется «Послушайте!», а последняя его вещь начинается со слов: «Слушай те, товарищи потомки!..» Открытие Мартынова тоже связано с необходимостью выразить свой собст венный психический склад, свой подход к истории, свою собственную интонацию в связи с таким подходом. Эта интонация, которую ни с чьей другой не спутаешь, явственно дает знать о себе сразу, с начала, с зачина. Вот как начинается одна поэма: «Соймонов тосковал с утра — во сне увидел он Петра. Царь дал понюхать табаку...» Вот как — другая: «Поручик отставной Петров с учениками был суров...» То есть интонация намеренно проза ическая. Ведь так обычно и начинают прозу. Вернее, не намеренно, а естест венно прозаическая. Она естественна для Мартынова, в стихах и поэмах ко торого история снижена, низведена до повседневной обыденности. И рассказы вает о ней Мартынов с подкупающей простотой и даже наивностью, не испы тывая особого уважения к чинам и зва ниям и стараясь в любой исторической фигуре разглядеть ее человеческое лицо. В этом смысле Соймонов — большая шишка, «генерал-кригс-комиссар» — ин тересует его ровно столько же, сколько простой омский казак Игнашка Шпаг, который не даст провести себя на мя кине: «Коль прут сей видит в глубь земли, так он не стоит три рубли, а коль он стоит три рубли, так он не ви дит в глубь земли!», или начальник Иг- нашки, немец Фрауэндорф, почем зря ругающий лютые сибирские холода: «Нам много не хватило дров. Шпицру тены пришлось пожечь, чтобы топить в казармах печь, ха! Даже нечем было сечь — вот сколько не хватало дров!» Мартынов целиком погружен в исто рический быт, реалии которого он с особой тщательностью воссоздает в сво их произведениях, воссоздает с буднич ной, прозаической интонацией, с про сторечием, характерным, скорее, для устного рассказа. Но это не значит, что в данном случае поэзия отступила. Она как бы совлекла с себя привычные фор мы и осталась здесь, чтобы перекличкой своих созвучий донести до нас самобыт ную авторскую интонацию так же, как доносят до нас ее самобытность знаки препинания, играющие огромную рит мическую, смысловую роль в прозе. Как раз поэзия и обобщает тот исторический быт, который встает перед нами в сти хах и поэмах Мартынова, концентри рует его, поднимает до уровня истори ческого , бытия. Мартынов не всегда пользуется таким стихом. Но мне кажется, что именно этот прозаический, демократический, разговорный стих, открытый поэтом, особенно отчетливо зафиксировал свое образное историческое мышление Лео нида Мартынова, его пристальное вни мание к человеческим судьбам, его на стойчивое желание искать вместе со своим читателем ответ на вопрос: что есть человек в истории? Не только ве ликий человек — всякий. Разумеется, я не упрекаю Мартынова за то. что он редко пользуется «своим» стихом. И не отрицаю того, что и дру гие его вещи, написанные обычными стихами, запечатлели то же. Я говорю только о собственных ощущениях, о том, что, по моему мнению, «марты новский» прозаический стих сделал это особенно ярко. ...Это уже после Мартынова, после Скуратова, после Сергея Маркова, М у- хачева, Ольхона и других Анатолий Преловский написал стихи о «безвест ном люде», «что светло, греховно, шало испокон селился тут». «Тут» — в Сибири. Поэт вспоминает «то казацкое втор женье, тот пушной сибирский ход, дав ший нации движенье на восток, как на восход...» И вот что в связи с этим занимает Преловского: «Где они, рабы свободы, сон России, соль земли? Города шумят. И годы утекли... Но где ж они?» Для того, чтобы «они», эти люди, гор дость сибирской истории, «соль земли», не исчезли вместе со своим временем, не «утекли» вместе -с ним, а, наоборот, остались с нами, ожили для нас и сдела ли нас сопереживателями своей судьбы,— для этого понадобилось поступательное движение вперед всей нашей литерату ры. Понадобился путь, этапы которого мы с вами здесь и рассматривали.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2