Сибирские огни, 1977, №6
вало к себе жадные, хищнические взо ры. С другой — скудость солнечного тепла, зима, длящаяся чуть ли не пол года, то, что определило участь Сиби ри — стать местом каторги и ссылки. Да и сама ссылка? Несчастье для того, кого высылали, она оказывалась неволь ным счастьем для Сибири, предметом ее исторической гордости: ведь какие люди очутились в Сибири, жили в ней! А некоторые не просто жили, но прижи лись, остались! То есть перед нами не тот случай, когда из двух можно выбрать одно, пре небрегая другим. Здесь пренебрежение чревато разрушением истины, правды. А полуправда, как давно уже было за мечено, никогда не равняется половине правды. Она — та же ложь. К счастью, все это говорится не в опровержение стихов современных ав торов о Сибири. Ибо они, авторы, как раз озабочены тем, чтобы сказать правду. Другое дело, что это удается не всегда и не всем. Даже при сал}ом искреннем желании. Потому что установить душев ный контакт со своими героями, задать ся, подобно Леониду Мартынову, вопро сом: «Правда, пращур?.. Было так?», почувствовать «пращура» своим совре менником или себя современником «пра щура» и не приписывать ему лишку (пусть даже — лишку героизма)—все это очень нелегко сделать. Но такова уж поэзия — она не просто этого требует, она без этого не может, не существует. Я понимаю, что кемеровский автор Игорь Киселев, любя декабристов, вос хищаясь ими, написал от их имени та кие строки: Сквозь дымку песен и сказаний В глаза взгляните нам, в глаза! Мы что. по-вашему, не знали. Что уничтожит нас гроза? Тем более, что Киселев озабочен тем же, что и Мартынов,— он хочет устано вить непосредственную связь с декаб ристами, прорваться к ним «сквозь дымку песен и сказаний», то есть сквозь всю позднюю о них литературу, хочет взглянуть на них в упор — в лицо, «в глаза». И что же? Смешно, что мы не знали страху. Страх-колокол гудел в груди. Но кто-то должен лечь на плаху. Чтоб свет забрезжил впереди! «Правда, пращур?.. Было так?» Не было! И не могло быть. Да, до нас дошли некоторые выска зывания декабристов накануне восста ния, вроде бы укрепляющие позицию Киселева. Например, ■фраза Одоевского: «А х, как прекрасно мы умрем!» Но я с этим и спорить не собираюсь — это было. Было, пусть не у всех, сознание соб ственной жертвенности, был и страх — не у Лунина и не у Пущина, а, скажем. у руководителя Северного общества Трубецкого, не вышедшего на Сенат скую площадь. Но... Это «но» очень серьезно, ибо декабри сты выступают в стихотворении Кисе лева носителями не человеческих, а сверхчеловеческих претензий. Человеку свойственно догадываться об ожидаю щей его участи, свойственно предчувст вовать трагедию, но при этом до самого последнего момента он все-таки наде ется на лучшее. Отказав декабристам в этой надежде, Киселев лишил их человечности, потому что хладнокровное сознание своей об реченности — черта патологическая, ан тичеловеческая. Но с другой стороны —разве не вос стает против этой нашей характеристи ки разговор о страхе, который ведется в стихотворении Киселева? У него ведь декабристы страшатся — значит, выра жают естественные человеческие чув ства? Но как выражают? «Страх-колокол гудел в груди». Это не страх, а гипер трофия страха. Словно речь идет не о человеческом материале, а о чугунном. Вслушайтесь: «колокол гудел». Да еще не где-нибудь «гудел», а «в груди». Не люди — памятники! К тому же сразу вслед за этими идут строчки, показывающие, что никаких человеческих чувств, в том числе и чув ства страха, киселевские декабристы по-настоящему не выражают: «Но кто- то должен лечь на плаху, чтоб свет забрезжил впереди!» «К то-то д олж ен »— оказывается, что собственная трагедия была даже спроек тирована, спланирована декабристами! Мне скажут: «Но ведь действительно так и получилось! Киселев ведь ничего не придумал!» Придумал. Он вложил в уста декаб ристов свое собственное, сегодняшнее знание о них. Это мы с вами теперь знаем, что декабристы разбудили Гер цена. Они же этого знать, естественно, не могли и вряд ли согласились бы только таким образом осуществить свою историческую миссию. Нет, вы хо дя на Сенатскую площадь, они, конеч но, надеялись на победу. Иначе они бы не вышли. Вспомним их собственные, обращен ные к Пушкину, горькие слова, рожден ные «во глубине сибирских руд»: К мечам рванулись наши руки. Но лишь оковы обрели. Разве это не подтверждение того, о чем мы с вами сейчас говорили. Они рванулись к мечам не для того, чтобы обрести оковы. Оковы — это позже, пос ле того, как все было кончено. Сергей Залыгин однажды похвалил Леонида Мартынова за то, что «он уме ет отбросить необыкновенность внеш нюю, за которой не кроется ничего или очень мало, хотя сама по себе она как будто и яркая, и увлекательная».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2