Сибирские огни, 1977, №6
Как видите, Герцен, революционер, мечтающий о светлом будущем для сво его народа, верящий (вспомним А. Вы соцкого) «в грядущий рассвет» своей страны, настаивает на полноте истори ческого знания. Потому что одно дело— гордиться своим родным краем, муже ством своих земляков, своего народа, и совсем другое — не замечать тирании царей, самовластия царской администра ции, то есть как раз того, что и делало народ несчастным. Тем более — в Сибири, в гигантской тюрьме народов! Некрасов писал: Выдь на Волгу: чей стон раздается?.. Стон на Енисее и на Лене раздавал ся во много раз громче. И надо ли се товать на то, что писатели-сибиряки, сами не перенесшие ни каторги, ни ссылки, «не затыкали ушей при горе стных криках народа», а наоборот — ду шой отзывались на эти крики? Мне ка жется, сетовать на них и даже осуждать их следовало, если бы они не отзывались на бесправие и произвол, если бы в си лу ложно понятого патриотизма они1 проходили мимо всего этого, якобы за ботясь о том, чтобы не вынести сора из избы. Вот тогда это было бы «не лю бовь, а тщеславие»! А ведь именно любовь открыла ли тературе возможность душевной сопри частности с теми, кто прежде восприни мался только в ореоле экзотической своей славы. Оказалось, что старые ле генды хранили в себе и то, чего не смогли из-за направленности своего по этического зрения разглядеть пооты - романтики и что разглядели и о чем на писали поэты уж е нашего времени. Кругом голодранцу — тюрьма да сума! И хоть он бежал от царева ярма искать свою долю и сладкие яства,— он путь проторил для всего государства туда — на Восток, куда сам он бежал,— за Волгу, Яик иль за Каменный Пояс. Полатаю, что Михаил Скуратов, автор этих строк, не обидится на меня, если я не стану равнять его с Ершовым. Да Скуратов, наверное, и сам запротестует против такого равенства. Я говорю опять-таки о возможностях литературы, благодаря которым то, чего еще не мог Хомяков, уж е мог Драверт, и то, чего не мог видеть Ершов, открылось Миха илу Скуратрву. Ведь о ком он пишет? Кто этот «голо дранец», бежавший «от царева ярма»? Тот, отвечает Скуратов, кто «путь про торил для всего государства». Перед на ми, значит,— легендарный первопрохо дец, завоеватель Сибири! Конечно, между ним и, скажем, ры - леевским или ершовским Ермаком очень мало общего. Но не потому, что Рылеев или Ершов шли против исторической правды. Ведь захватывающие воображе ние героизм и пренебрежение к собст венной смерти — яркие и даже слепя щие страницы Ермаковой биографии. Но и Скуратов прислушался к реаль ному Ермаку. К тому, который вот как уговаривает своих товарищей идти с ним в Сибирь: «О, есте, братцы атаманы и казаки донские, яицкие, волские и терские, думайте думу, братцы, с цела ума, чтоб нам не продуматца: на Волге нам жить — ворами слыть, а на Дону нам жить — казаками слыть, а на Яик идти—переход велик, а се добычи нет...» Вот горькая наша российская повесть! — Народ, что. смутьяня по всем рубежам, царя поносил (не учить сквернословью!), крепил ему земли и потом и кровью. И дале бежал, горемыка отпетый, в безвестные дебри, на самый край света, скитаясь в трущобах и падях звериных... Так в вольном порыве, по диким краям, в бегах нахватал он московским царям на Волге, в Сибири,— приблизясь к морям,— немало земель и землиц украинных, с ватагой людишек, до воли охочих, бредя впереди государственных зодчих!.. Да, так оно и было. И потрясшие мно гих подвиги одиночек зачастую были не что иное, как следствие «охоты до воли». А люди, совершавшие эти под виги,— не кто иные, как «голодранцы», бежавшие 6т произвола помещиков и ставшие поэтому государственными пре ступниками. Из тех, о ком говорят, что по нему веревка плачет. А некоторые— в буквальном смысле из тех: например, ближайший сподвижник Ермака Иван Кольцо, приговоренный к виселице и бежавший от палачей. Во ивдя воли, спасаясь от преследова ния, бежал человек «на самый край света», надеясь, что уж там его не до станет карающая рука царского право судия. Впрочем— не бежал даже, а вер но написал Скуратов,— «брел». Брел, прорубаясь сквозь глухую тайгу и враж дебность местного населения. Но всюду за ним, по горячим следам, куда бы ни брел он, немедленно там тяжелой стопой государство ступало и ставило город иль крепкий острог. И снова в бараний сгибало их рог. Патриотично ли показывать историю своего родното края в таком неприкра шенном виде? Думаю, что этот вопрос даже не возникал у тех, кто читал ск у - ратовскую «Сибирскую родословную...», откуда я цитировал стихи. Думаю еще, что как раз приукрашивать историю, замалчивая те или иные неблаговидные ее факты ,— дело ' не патриотическое, а, пожалуй что, и антипатриотическое. Кстати, особенно наглядно это дока зывает отношение именно к сибирской истории, к истории края, одна только судьба которого — как бы воплощенная в яви истина, что патриотизм неотделим от полноты исторического знания. Пото му что куда, денешься от того, что, с одной стороны, Сибирь — это красочные легенды, а с другой — мрачная тюрьма народов. С одной стороны — богатство: меха, золото, то, что извечно притяги-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2