Сибирские огни, 1977, №6
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Геннадий Красухин «Правда, пращур?.. Было так?» Сразу предупрежу; цель моя скромна. В этой статье я хочу поговорить только о принципах подхода к освещению и во площению в стихах (причем, не только в современных) сибирской истории, о плодотворных и неплодотворных тенден циях и традициях, возникших в связи с этим. Поэтому пусть читатель не удивля ется, если не встретит здесь дорогих ему имен или произведений. Проблемы, ко торые я собираюсь поставить, не дают основания для разговора, который объял бы все написанное о Сибири. Пришлось из обширнейшего материала отбирать лишь наиболее характерное и показа тельное. И характерное, и показательное, разумеется, на мой взгляд. В 1911 году в Томске вышел сборник стихов известного ученого и поэта Петра Людвиковича Драверта. Уроженец Вят ки, он, как многие и многие, оказался в Сибири не по своей воле — был сослан туда за участие в революционном сту денческом движении. Естественно, что, находясь под гласным надзором полиции, он рвется на свободу, сокрушается, что «северная ночь еще долга, долга...» Но вот что интересно (даже, по мне нию некоторых,— парадоксально): стихи Драверта, собранные в книге 1911 года, то есть спустя пять лет, как поэт был вы слан в Сибирь, вдруг обнаружили, что жить на свободе для него—совсем не зна чит уехать из Сибири на родину. Наобо рот! Подобно саженцу, хорош о приняв шемуся и прижившемуся на чужой поч ве, Драверт... Впрочем, нет. Это мое сравнение не точно. ■Сам Драверт уподобил себя не де ревцу, пересаженному в другую землю, а птицам, которые, «покинувши край пло дородный... улетают весною на север, на север холодный». И объяснил почему: Пусть пышно на юге, , Приветливей там и теплее.— Но манят родные просторы. Но родина сердцу милее1 Однако я не о «загадке Драверта» со бираюсь говорить в этой статье. И если я заговорил о «загадке», о том, что чело век, прожив несколько лет на чужой земле, может ощутить ее как «милую родину», то только для того, чтобы яснее стал смысл других его стихов — на этот раз на интересующую нас тему: Под тенью лиственниц, на скате косогора Склонясь на низкую, пахучую траву. Вникаю в пестроту зеленого узора. Лежу и думаю — и грежу наяву... Я вижу... Стихотворение Драверта большое, и целиком я его цитировать не стану. При веду только такие строчки: А вот и предок мой, с охоты возвращаясь. Идет к своей семье и смотрит на меня; Добыча за спиной; у пояса, качаясь. Висит его топор из красного кремня. Все ближе он идет, шурша травой сухою; Из. раны каплет кровь в едва заметный след... «Я вижу»,— сказал Петр Драверт, ле жащий под сибирскими лиственницами и всматривающийся в прошлое. Не «пом ню», не «знаю»,— вижу. Потому что он действительно видит, и благодаря ему видим и мы. Видим того, кто тяжело ступает, оставляя в сухой траве едва за метные окровавленные следы. Поэт на звал его своим «предком», то есть чело веком, с которым он связан узами кров ного родства (вспомните: «Но родина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2