Сибирские огни, 1977, №6
временах! П олучается, что все духовные ценности, которы е нас не просто приводят в восто рг (восторгаться можно и детской забавой), но повергаю т в изумление и бла гоговейный трепет, создали люди, пребы вавшие... на уровне донаучного мышления. Нередко мы судим об уровне знаний древних на основе случайных источников информации, которы е говорят всего лишь о «ходячих представлениях» того времени. Нам сообщ аю т, например, следующ ее: древние египтяне полагали, что небо сд ела но из меди, а ш умеры считали, что оно из готовлено из свинца. С таким же успехом можно было бы сказать, что англичане в X X веке считаю т Зем лю плоской. Аргум ент? Пож алуйста: в Англии имеется довольно многочисленное общ ество сторонников плоской Земли, которое устраивает симпо зиумы, издает свои труды и т. д. О тсутствие понимания единой историче ской линии развития науки порождает мно гочисленные попытки объяснить инф орм а ционное «чудо» древности. С реди них — са мые фантастические, вплоть до привлече ния на Зем лю инопланетян. Д остаточно упом януть о наш умевшем рекламном ф иль ме «Воспоминания о будущ ем», созданном одной из западногерманских ф и рм по од ноименной книге швейцарца Эриха Д э- никена. Надо отдать должное концепции «ино планетных пришельцев». Э то — не рядовая спорная доктрина, а «яркое и пышное» предположение, им еющ ее под собой о п р е деленную гносеологическую основу. Во-первы х, расш иряется ф р о н т косм иче ских исследований и среди них — поиск внеземны х цивилизаций. Интерес к этой про блеме естествен вместе с необычайным ин тересом человечества к своем у прошлому. Во-вторы х, мы живем на реш ающ ем р уб е же истории, когда становятся особенно опасными «старческие припадки» б урж уа з ной цивилизации, когда отчетливо обозна чены черты не просто промеж уточной эпо хи, а новой великой эры. 8 этих условиях происходит известная переоценка техноло гического и интеллектуального опыта Че ловека Разумного. В-третьих, модели древ ности становятся более сложными и под вижными. В научный оборот вливается ши рокий поток нового и нового археологиче ского материала. Во многом этот материал не поддается однозначной трактовке, требу ет новых оценок давнего прошлого. Как тут не появиться спекулятивным тео риям и концепциям! Нужна, разум еется, критика воззрений дэникенов прежде всего с ф актологиче ских позиций. Это и делается специалиста ми, которые убедительно вскрыли подта совки Дэникена в его объяснениях ряда ар хеологических феноменов. Но этого мало. С колько бы ни ловили Дэникена с полич ным, «дэникенщина», как спекулятивный элемент в исторической драме идей, оста ется. Н ужно совершенствовать сам подход к исторической оценке далекого прошлого. Нужно, в частности, ликвидировать боль шие пробелы в истории науки и техники. Н уж но признать, что человечество в дейст вительности выступает перед нами гораздо более «старым и мудрым», чем это каза лось нам ещ е совсем недавно. Человечест во имеет память гораздо большую , чем «память сорока веков». Д эникенщина стоит в общем ряду анти исторических индетерминистских концеп ций, распространяемы х на Западе Поппе ром, Куном, Прайсом и другими. Что есть движитель исторического про гресса? Сам человек, его разум , его произ водительные силы или же внеземные деми урги? Эти вопросы очень актуальны. Они каса ю тся веры в человека, в его могущ ество и мудрость. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2