Сибирские огни, 1977, №6
ших народов, рождение у них солнечных богов? Не поэтому ли все искусство неоли та, в отличие от палеолитического искусст ва, «пронизано Солнцем»? И кто знает, не сойдутся ли в будущ ем специалисты на следующ ей ф орм улировке лейтмотива во многом пока загадочных петроглифов нео лита: «Природа и среди нее человек, ж аж дущие Солнца»? Имея в виду переход к неолиту, акаде мик А. П. Окладников говорит: «Происхо дит неожиданный и крутой перелом в худо жественной жизни древнейшего человечест ва. Зарастаю т тропинки к скрытым под зем лей храмам-святилищам. Потомки мастеров, умевших оживить дикие скалы своими не редко гениальными рисунками, как будто утратили интерес к волновавшим их предков сюжетам из реальной жизни. Чем дальше, тем яснее становилась картина заката и ги бели удивительного искусства палеолитиче ского реализма, тем отчетливее на огром ных пространствах проступали черты ново го искусства эпохи неолита и бронзы . Ж и вые образы прошлого уступили условным знакам и символам». Палеолитическое искусство — это зр е лость, расцвет. Неолитическое — скор ее на чало. Человечеству действительно при шлось во многом начинать с начала... Уце левшее к этому времени население плане ты было крайне малочисленным, видимо, не более 2— 3 миллионов человек. Прибли зительные подсчеты показывают, что даже в начале неолитической революции и пер вого известного нам дем ограф ического взрыва (V III ты сячелетие до н. э.) на Земле насчитывалось около пяти миллионов чело век. Первые столетия после катастрофы — это тот период, когда, по выражению Н. В. Гоголя, «история превращ ается в гео гра фию». «Однообразная жизнь,— писал он,— едва шевелившаяся в частях и неподвижная в целом, могла почесться географ ическою принадлежностью». Но история безостано вочно идет вперед, то замедляя, то уско ряя свои шаги. Из пепла рождался новый мир. Хотя и медленно, но росли произво дительные силы, развивались социально- экономические отношения людей. В этих условиях «те» люди и их группы — осколки исчезнувшей когда-то цветущей цивилиза ции — могли выполнить роль «зерен», кото рые, попадая в благоприятную среду, дава ли новые бурные побеги. Не они, конечно, создавали новые цивилизации. Это было делом новых народов, появившихся на ис торической арене. Но не исключено, что они могли сы грать в ряде случаев роль ка тализатора. Подведем итоги В. И. Ленин писал: «Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалек тической обработке истории человеческой мысли, науки и техники». В процессе такой обработки создается научное м ировоззре ние, основанное на глубоком понимании объективного хода истории. Духовный потенциал человечества созд а вался не в ходе случайных событий, но в едином, закономерном в своей громадной разносторонности и сложности процессе. Как представляется, нужно выработать иные оценки известных нам древнейших цивили заций и вообще периода, именуемого «предысторией». В первую очередь это от носится к науке и в целом к интеллектуаль ному опыту древних народов. Важно преодолеть модерноцентризм — прямое сопоставление современных науч ных и технологических результатов с р е зультатами древнейшего естествознания, которое всегда, разумеется, оказывается в нашу пользу. Такой подход иногда грани чит с обыкновенным чванством: вот, де, мы какие умные, не то, что предки... Многие историки относят появление нау ки как социального института к д ревнегре ческому периоду, точнее — к Ф алесу Ми летском у и его ученикам (V II в. до н. э.). А что же было раньше? А р^аньше, утверж дают они, был этап донаучного мышления, когда люди не умели вскрывать причины явлений. Да, предки не могли похвастаться косми ческими кораблями и синхрофазотронами, как не могли, к счастью , похвастаться и во дородной бомбой. Их наука, безусловно, не знала наших технологических вершин. Но это не значит, что она не имела никаких вершин, не имела достижений непреходя щего значения. В результате социальных противоречий, войн, набегов варваров, геологических ката строф рушились цивилизации доэллинских. народов. Некоторые из них по праву отно сятся к великим мировым цивилизациям. Навсегда ушел в прошлое огромный мир — огромный как по ареалу распространения (от Атлантики до Китая), так и по времени существования (4— 5 тысяч лет). П одчерк нем, что это были цивилизованные социаль ные образования, где, в отличие от перво бытных и варварских общественных ор га низмов, происходил непрерывный отбор культурных ценностей, развивался на про тяжении многих столетий и даже ты сячеле тий единый социальный интеллект. Огромный вклад этих цивилизаций в культурный прогресс человечества не под вергается сомнению. Известный историк академик Н. И. Конрад говорит: «Это был великий культурный мир, ушедший в б ез возвратную даль, но преображенно возро дившийся через тех, кто его разрушил». Такие произведения, как шумерский эпос о Гильгамеше, египетские «Песнь арфиста», «Гимн Нилу», «Поучение Нефертити» и многие-многие другие, не могут быть «дет ством» человечества, началом его культу ры. Напротив, это — следствие многоты ся челетней полосы культурного развития, р е зультаты самого настоящ его искусства, творящ его общечеловеческие шедевры. В них мы видим не наивность детей, а м уд рость стариков. Все это оценено нами, как великое достижение древних. Здесь мы не привлекаем в помощь инопланетян. А вот науке и инженерным знаниям древних не повезло. Их не находят в тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2