Сибирские огни, 1977, №6
Информационная ценность легенд и талисманов В мифе и легенде истина выражена не в геометрии камня, а в слове. Но слово это нередко так же трудно разгадать, переве сти на современный язык абстрактной нау ки, как и символы камня. Легенда — ино сказание, формальный отход от истины, по зволяющий сделать истину «голосом на родным». «У истории есть своя правда, у легенды— своя» (В. Гюго). «Предрассудок — он обломок Древней правды...». (Е. Б а р а т ы н с к и й ) . Не будем говорить об исторической цен ности фольклора, в том числе легенд и ми фов, которую сейчас мало кто подвергает сомнению. Крупнейшие ученые (среди р ус ских отметим историков Рыбакова и О к ладникова) реабилитировали мифы, леген ды и былины, как ценнейшие источники, своеобразные документальные повество вания в эпических форм ах о реальных со бытиях далекого прошлого. Но наряду с исторической правдой, на наш взгляд, ми фы и легенды содержат зерно «естествен но-научной правды», своеобразные «оскол ки» абстрактных знаний высокого порядка, переведенных на язык символов и зарос ших коростой мистики. Этой стороны ле генд и мифов мы и коснемся. Сколько, например, сущ ествует легенд и мифов, в которых состояние человеческого организма, поведение людей или различ ные «земные» события в истории связыва ются с влиянием Солнца, Луны, звезд! Все это казалось вымыслом. Но за последние два десятилетия, характеризующ иеся б ур ным развитием биохронометрии, пришлось по-новому «прочесть» многие мифологиче ские повествования семитысячелетней дав ности. Подтверждаю тся ритмы космоса и ритмы живой природы, наличествующие в легендах. Возникло понятие о биологиче ских часах в организме человека и живот ных, довольно четко обозначились связи между некоторыми сторонами поведения человека и отдельными социальными про цессами, с одной стороны, и солнечной ак тивностью, с другой. Только в последние десятилетия мы вновь «открыли», что рит мы— неотъемлемая черта жизни, ее основа и регулятор. Более того, легендарные трак товки биоритмов, подтвержденные совре менной наукой, позволили глубж е и полнее осмыслить самое понятие живого организ ма. Не слишком ли категорично и безусловно наше противопоставление науки мифам и верованиям? Да, в целом мифы и легенды— донаучный этап мышления. Это неоспори мо. Но раз и навсегда исключая их из поля зрения истории науки, не выплескиваем ли мы тем самым из ванны вместе с мутной водой мистики и ребенка — зерна объек тивной истины? М огут возразить: но ведь в древних сказаниях нередко на «грамм» истины приходится «пуд» тарабарщины. В ответ на это мы предложили бы сам окри тично взглянуть на всю огромную массу наших современных научных писаний. Д у мается, в этой массе не так уж мал элемент «тарабарщины» или, говоря деликатнее, элемент прописных истин. И кто знает, не придется ли нашим потомкам выделять «граммы» истинно ценной информации из ворохов словесной руды X X столетия? А если это так, то чего же мы хотим ’ от людей бронзового века? Трудность состоит в том, чтобы «переве сти» символику, поэзию мифов на язык со временных абстрактных понятий. Возьмем для аналогии следующие строки В. Брю сова: Быть может, эти электроны — Миры, где пять материков. Искусство, знанья, войны, троны И память сорока веков! Представьте, что нашелся бы «знаток», который стал бы утверждать, что не только пять, а даже один материк не войдет внутрь электрона, поскольку электрон во столько-то секстиллионов раз меньше анто новского яблока, не говоря уже, допустим, об Азии. Между тем любой физик согласится с тем, что в строках Брюсова содержится ис тина, к которой наука пришла на р убеж е X IX — XX веков. В них речь идет о н е и с- / ч е р п а е м о с т и атома, бесконечности материи. Но говорится об этом символиче ским языком. Наряду с мифами и верованиями при стального внимания историков науки за служивают и так называемые «магические» числа, квадраты, узлы, орнаменты. В Евро пу они перешли в первом тысячелетии от арабов и долгое время считались арабски ми. Затем следовало открытие за откры ти ем, в результате чего их «возраст» и, так сказать, национальная принадлежность бы стро «размывались». Сейчас мнение боль^ J шинства специалистов о происхождении ма гических чисел и орнаментов можно выра зить словами Е. Я. Гуревича: «Неизвестна страна, неизвестен век, даже тысячелетие нельзя установить точно...» Ясно лишь одно: они пришли к нам из бронзового и камен ного веков. По смутным предположениям, их путь в Европу и А зию лежал из районов Египта и Абиссинии через Месопотамию. __/ И здревле передавались из поколения в поколение «священные» и «магические» числа. Удивительно, что их набор у самых различных народов Стар ого и Нового Света был, примерно, одинаковым — 3, 7, 9, 11, 13, 24, 27, 36... Частично уж е раскры та «ин формационная составляющая» этих чисел, как величин, характеризующ их объективные факты и закономерности (число планет сол нечной системы, ритмы солнечной активно сти, биоритмы, характеристики времени и т. д.). Но это лишь первые шаги. Далрко не все здесь ясно, а то, что уж е раскры то, не поддается однозначной трактовке. Не являются ли «священные» числа, как, впро чем, и орнаменты, своеобразными инф ор мационными кодами? Не исключено, что они появились, точнее, были открыты, как ф ундаментальные величины и соотношения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2