Сибирские огни, 1977, №6
вспышки мысли, замешенные на мистиче ской тарабарщине. Они были, что' называ ется, «не от мира сего». Имея узкие круж ки последователей, они оставались непо нятыми и непонятными не только для ши роких кругов современников, но и для по томков на протяжении тысячелетий. Потре бовался X V II век, «в6к разума», чтобы лю ди начали постигать глубочайший материа листический смысл их учения, и это пости жение не закончилось ещ е и сегодня. Невозможно себе представить Д ем окри та или Зенона в роли наставников земных владык, какими, например, были А р и сто тель или Сенека. Над их личностями тяго тел гр уз совершенно странных для своего времени идей, казавшихся каббалистиче скими, их вопросы ставили в тупик и р аз дражали лю бого из «доморощенных муд рецов». Да и жизнь свою они превратили в какое-то странное, потрясающ ее своим драматизмом произведение искусства. Д е мокрит ослейил себя, чтобы внешние впе чатления не мешали ему глубж е размыш лять; Диоген сидел в бочке, погруженный в свои мысли; П иф агор не показывался на глаза ученикам и вещал из-за занавеса; Гераклит отказался от царского трона, при надлежавшего ему по праву, и жил отшель ником в горах, питаясь травами; Зенон от кусил собственный язык и выплюнул его в лицо тирана, после чего м удрец был истол чен в ступе; Сократ по сущ еству добро вольно обрек себя на смерть... Когда насту пил конец ослепительному античному миру и пришло ты сячелетнее средневековое по хмелье, все они были либо забыты, либо запрещены как язычники. Зато Аристотель был и оставался понят ным, разумеется, как учитель, стоящий на голову выше учеников. Аристотель, как, впрочем, и Птоломей, был естественным яв лением, если позволительно говорить о гениях во все времена как естественном явлении. Он ценен как величайший систематиза тор и энциклопедист, воспринявший (опять- таки как и Птоломей) положительные зна ния от своих «странных» предшественников и обобщивший их по-своем у, в духе своего времени. Так, движение Аристотель объяс нял очень просто — как видел. Повозка едет потому, что ее тянет ло шадь. Значит, источник движения — сила. Нет контакта тела с силой,— нет движения. Но вопреки этому тела продолжали дви гаться и после контакта с силой. Аристотель и это объяснил: тела, как парус на ветру, подталкиваются воздухом, который «боится пустоты» и стремится тут же заполнить ос вобождаемое место. Ну, а как ж е объяс нить ускорение свободно падающего тела? О чень просто: тела движутся быстрее, ког да чувствую т себя ближе к дому) Э то не то, что хитроумные «языческие» голово ломки Зенона или Гераклита. У А р и сю те л я все законченно, на все дан ответ. О тчего бывает гром на небе? О ттого, что тучи трутся д р уг о друга. О тчего быва ет рабство? О ттого, что одни люди рожда ю тся рабами, а другие — господами. У кого больше зубов — у мужчины или у женщи ны? Конечно, у женщины, так как у нее на тура хотя и более мелкая, зато более раз носторонняя. У Аристотеля представляет великую на учную ценность прежде всего система, ге ниально развитая диалектика. Но он обоб щал Пиф агора, Демокрита, Гераклита и, ес тественно, перенял многие их позитивные идеи. В смысле же генерирования рацио нальных знаний это, в основном, дитя свое го времени. Естественно поэтому, что вплоть до X V II века безраздельно царство вал в науке не «темный гений» Дем окри та, а «светлый гений»‘Аристотеля. Однако с итальянским Возрождением по является мощная антиаристотелевская тен денция в науке, которая становится все ярче по мере развития классической ф изи ки. Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон, Лейбниц наносят мощные удары по А ри стотелю — не по его диалектике, а по ра циональной составляющей его системы. Мир Аристотеля, казавшийся таким цель ным и законченным, стал разваливаться на куски. И сквозь эти обломки проступил ве личественный, совершенно новый и зага дочный мир. Наука быстро пошла (и все еще идет, разумеется, на новом, более высо ком витке спирали) от Аристотеля и Пто- ломея к Гераклиту, Д емокриту, Ф алесу, Зенону, Анаксагору, Сократу — к этим мудрецам — выученикам египтян и Зар а тустры. Таким образом, «греческое чудо» уходит корнями в более древние духовные «пла сты» человечества. Что же это за «пласты», как и когда они возникли? Чтобы ответить на эти вопросы, мы долж ны обратиться к народам и цивилизациям, жившим в те далекие времена, когда на шей «греко-римской» цивилизации ещ е не было и в помине. Усиливается интерес к доиндоевропей- ским народам, жившим в V I— III ты сячеле тиях до н. э., особенно к тем, которые со здали выдающиеся цивилизации, интригу ющие не только специалистов, но и широ кие круги образованных людей во всем мире. Речь идет об этрусках, шумерах, дру идах, милийцах, египтянах, арамеях, халде ях, эфиопах, финикийцах, протосемитах, протоиндийцах и очень похожих на них, хотя и живших позднее майя, инках, ацте ках, альмеках и других. Самы е серьезные исследователи подчеркиваю т удивительное сходство древнейших цивилизаций, р азбро санных по всему Земном у шару, в области экономики, социальной структуры (так на зываемый «азиатский» способ производст ва), культуры , обычаев, мифологии, а также отмечаю т их таинственное прошлое. Х р о нология этих народов весьма приблизи тельна: загадочны их истоки и в ряде слу чаев загадочно исчезновение. Противопоставляя древнейшие народы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2