Сибирские огни, 1977, №6

вспышки мысли, замешенные на мистиче­ ской тарабарщине. Они были, что' называ­ ется, «не от мира сего». Имея узкие круж ­ ки последователей, они оставались непо­ нятыми и непонятными не только для ши­ роких кругов современников, но и для по­ томков на протяжении тысячелетий. Потре­ бовался X V II век, «в6к разума», чтобы лю ­ ди начали постигать глубочайший материа­ листический смысл их учения, и это пости­ жение не закончилось ещ е и сегодня. Невозможно себе представить Д ем окри­ та или Зенона в роли наставников земных владык, какими, например, были А р и сто­ тель или Сенека. Над их личностями тяго ­ тел гр уз совершенно странных для своего времени идей, казавшихся каббалистиче­ скими, их вопросы ставили в тупик и р аз­ дражали лю бого из «доморощенных муд­ рецов». Да и жизнь свою они превратили в какое-то странное, потрясающ ее своим драматизмом произведение искусства. Д е ­ мокрит ослейил себя, чтобы внешние впе­ чатления не мешали ему глубж е размыш ­ лять; Диоген сидел в бочке, погруженный в свои мысли; П иф агор не показывался на глаза ученикам и вещал из-за занавеса; Гераклит отказался от царского трона, при­ надлежавшего ему по праву, и жил отшель­ ником в горах, питаясь травами; Зенон от­ кусил собственный язык и выплюнул его в лицо тирана, после чего м удрец был истол­ чен в ступе; Сократ по сущ еству добро­ вольно обрек себя на смерть... Когда насту­ пил конец ослепительному античному миру и пришло ты сячелетнее средневековое по­ хмелье, все они были либо забыты, либо запрещены как язычники. Зато Аристотель был и оставался понят­ ным, разумеется, как учитель, стоящий на голову выше учеников. Аристотель, как, впрочем, и Птоломей, был естественным яв­ лением, если позволительно говорить о гениях во все времена как естественном явлении. Он ценен как величайший систематиза­ тор и энциклопедист, воспринявший (опять- таки как и Птоломей) положительные зна­ ния от своих «странных» предшественников и обобщивший их по-своем у, в духе своего времени. Так, движение Аристотель объяс­ нял очень просто — как видел. Повозка едет потому, что ее тянет ло­ шадь. Значит, источник движения — сила. Нет контакта тела с силой,— нет движения. Но вопреки этому тела продолжали дви­ гаться и после контакта с силой. Аристотель и это объяснил: тела, как парус на ветру, подталкиваются воздухом, который «боится пустоты» и стремится тут же заполнить ос­ вобождаемое место. Ну, а как ж е объяс­ нить ускорение свободно падающего тела? О чень просто: тела движутся быстрее, ког­ да чувствую т себя ближе к дому) Э то не то, что хитроумные «языческие» голово­ ломки Зенона или Гераклита. У А р и сю те л я все законченно, на все дан ответ. О тчего бывает гром на небе? О ттого, что тучи трутся д р уг о друга. О тчего быва­ ет рабство? О ттого, что одни люди рожда­ ю тся рабами, а другие — господами. У кого больше зубов — у мужчины или у женщи­ ны? Конечно, у женщины, так как у нее на­ тура хотя и более мелкая, зато более раз­ носторонняя. У Аристотеля представляет великую на­ учную ценность прежде всего система, ге­ ниально развитая диалектика. Но он обоб­ щал Пиф агора, Демокрита, Гераклита и, ес­ тественно, перенял многие их позитивные идеи. В смысле же генерирования рацио­ нальных знаний это, в основном, дитя свое­ го времени. Естественно поэтому, что вплоть до X V II века безраздельно царство­ вал в науке не «темный гений» Дем окри­ та, а «светлый гений»‘Аристотеля. Однако с итальянским Возрождением по­ является мощная антиаристотелевская тен­ денция в науке, которая становится все ярче по мере развития классической ф изи­ ки. Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон, Лейбниц наносят мощные удары по А ри­ стотелю — не по его диалектике, а по ра­ циональной составляющей его системы. Мир Аристотеля, казавшийся таким цель­ ным и законченным, стал разваливаться на куски. И сквозь эти обломки проступил ве­ личественный, совершенно новый и зага­ дочный мир. Наука быстро пошла (и все еще идет, разумеется, на новом, более высо­ ком витке спирали) от Аристотеля и Пто- ломея к Гераклиту, Д емокриту, Ф алесу, Зенону, Анаксагору, Сократу — к этим мудрецам — выученикам египтян и Зар а­ тустры. Таким образом, «греческое чудо» уходит корнями в более древние духовные «пла­ сты» человечества. Что же это за «пласты», как и когда они возникли? Чтобы ответить на эти вопросы, мы долж ­ ны обратиться к народам и цивилизациям, жившим в те далекие времена, когда на­ шей «греко-римской» цивилизации ещ е не было и в помине. Усиливается интерес к доиндоевропей- ским народам, жившим в V I— III ты сячеле­ тиях до н. э., особенно к тем, которые со­ здали выдающиеся цивилизации, интригу­ ющие не только специалистов, но и широ­ кие круги образованных людей во всем мире. Речь идет об этрусках, шумерах, дру­ идах, милийцах, египтянах, арамеях, халде­ ях, эфиопах, финикийцах, протосемитах, протоиндийцах и очень похожих на них, хотя и живших позднее майя, инках, ацте­ ках, альмеках и других. Самы е серьезные исследователи подчеркиваю т удивительное сходство древнейших цивилизаций, р азбро­ санных по всему Земном у шару, в области экономики, социальной структуры (так на­ зываемый «азиатский» способ производст­ ва), культуры , обычаев, мифологии, а также отмечаю т их таинственное прошлое. Х р о­ нология этих народов весьма приблизи­ тельна: загадочны их истоки и в ряде слу­ чаев загадочно исчезновение. Противопоставляя древнейшие народы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2