Сибирские огни, 1977, №6
принципом древнего врачевания, в основе которого лежало системное понимание о р ганизма — тот самый «организмический» подход, который поднимается на щит в по следние десятилетия биологами и ф и лосо фами. Не является ли ф акт излишнего упо требления антибиотиков и хирургического вмешательства в организм результатом то го, что современная «рациональная» меди цина несколько механически трактует орга низм? Вспомним Д екартово: «Человек — это машина». Ш есть ты сяч лет назад протоиндийцы знали, что непосредственной причиной бо лезней являю тся бактерии («мириады кр о шечных невидимых созданий»). Микромир стал доступным ученым нового времени лишь после изобретения микроскопа! Роль гипоталамуса, неконтролируемы х процес сов психики, значение биоритмов, связь жизнедеятельности организма с солнеч ной активностью , с временами года и суток и т. д. — только в X X веке медицина вновь начала постигать эти великие открытия древности. О чень многое, что говорилось о биологи ческой и духовной природе человека пять и более тысяч лет назад, сейчас каж ется удивительно современным . Например, о музы ке как эфф ективном обезболивающ ем средстве рассказы вается в египетской «Песне арфиста» (II ты сячелетие до н. э.). Считалось это вымыслом. И вдруг в 1959 го- . ду в Ф Р Г было откры то явление слухового обезболивания, на основе которого уж е произведено множество серьезны х зубо врачебных операций без применения даже местной анестезии. М узыка заглуш ает боль в такой степени, что больные во время сло жных «болевых» операций засыпают. М огут сказать, что, мол, до всего этого древняя медицина дошла на ощупь, интуи тивно. Д а, но почему же мы после древних египтян на протяжении пяти тысяч лет не могли дойти до этого со всей нашей наукой и техникой? Лишь в самые последние д еся тилетия, используя весь арсенал соврем ен ной нейрохирургии, психологии и генетики, вооруженная сложнейшей техникой, наша медицина начинает постигать многие откры тия чуть ли не доисторических времен. Подобны х ф актов слишком много, и мы не можем оставлять их за бортом истори ческого анализа. Требую тся новые подхо ды, новые допущения, чтобы уложить эти ф акты в единое историческое русло науки. Парадоксы интеллектуального бытия че ловечества вы ступаю т особенно ярко, если обратить взгляд на известные нам древней шие цивилизации на Зем ле — на их матери альную и духовную культуру. Это те соци альные образования, которые передали свое духовное наследие античному миру. Парадоксы «странных» цивилизаций Д ревнюю Грецию часто называют колы белью современной науки. «Греческое чу до», а точнее «почти внезапное возникнове ние» здесь науки и искусства высочайшего уровня называют «одной из самых поража ющих воображение загадок истории». Но не заклю чается ли разгадка великого «гре ческого чуда» в том, что оно было ярчай шим ренессансом, рождением нового «удивленного мира»? Новые открытия истории науки показыва ют, что интеллектуальный потенциал Элла ды возник далеко не на пустом месте. Пе р еф р ази р уя известного историка акад. Н. И. Конрада, можно сказать, что труды вели ких древнегреческих ученых — далеко не начало. Это венец, добытый из «пепла и пены морской», итог предш ествующ его многовекового развития науки исчезнув ших цивилизаций, так же, как «Илиада» — венец доэллинской, ахейской поэзии. Джон Бернал по этому поводу замечает: «Греки были единственным народом, который пе ренял, большей частью почти не осознавая и не признавая этого, массу знаний, со хр а нившихся ещ е после нескольких столетий разрушительны х войн и относительного пренебрежения к знанию в древних импе риях Египта и Вавилона». Надо сказать, что такой «ренессансный» подход к Элладе признан не так уж давно. Приведем мнение ещ е одного специали ста— известного английского археолога Л е онарда Вулли: «Прошли те времена, когда начала всех искусств искали в Греции, а Грецию считали возникшей сразу, вполне законченной, точно Афина из головы олим пийского Зевса. Мы знаем теперь, что этот замечательный цветок вобрал в себя все соки милийцев и хеттов, Финикии и Крита, Вавилона. Но корни идут ещ е дальше; за ними всеми стоит Ш умер». Знаменательно, что самые глубокие и верные с нашей современной точки зрения рациональные знания и теоретические по строения мы находим не у позднеэллин ских авторов (Аристотель, Платон, Птоло- мей), а у авторов раннего периода, прежде всего у тех, кто учился на Востоке, знако мился с древнейшими египетскими и вави лонскими источниками (Ф алес, Гераклит, Пиф агор, Д емокрит). Не А ристотель и Пто- ломей, а именно эти последние «выученики египтян и Заратустры », как их называли в Греции, потрясаю т нас своими познаниями и до сих пор остаю тся загад кой1. Они вызываю т смешанное чувство во схищения и недоумения, как ненормаль ные, старчески развитые дети. Они полу- ж рецы -полупророки. У них нет закончен ных систем, а есть какие-то отрывочные, потрясающ е гениальные, ослепительные 1 Пифагор объездил многие страны Восто ка, был посвящен в таинства восточных ре лигий и мистерий и даже был принят в касту египетских жрецов. По древним сви детельствам. он учился у знаменитого про рока Заратустры, основателя древней рели гии зороастризма. Демокрит много лет про вел среди египетских жрецов, халдеев и вавилонян, изучая геометрию, астрологию и магию, а медицину изучал у индийских йогов. Что касается Фалеса, то историки сходятся на том, что многие, если не все открытия он Заимствовал в Египте и Вави лоне. Восточный колорит отмечается также в трудах Архимеда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2