Сибирские огни, 1977, №6

принципом древнего врачевания, в основе которого лежало системное понимание о р ­ ганизма — тот самый «организмический» подход, который поднимается на щит в по­ следние десятилетия биологами и ф и лосо­ фами. Не является ли ф акт излишнего упо­ требления антибиотиков и хирургического вмешательства в организм результатом то­ го, что современная «рациональная» меди­ цина несколько механически трактует орга­ низм? Вспомним Д екартово: «Человек — это машина». Ш есть ты сяч лет назад протоиндийцы знали, что непосредственной причиной бо­ лезней являю тся бактерии («мириады кр о ­ шечных невидимых созданий»). Микромир стал доступным ученым нового времени лишь после изобретения микроскопа! Роль гипоталамуса, неконтролируемы х процес­ сов психики, значение биоритмов, связь жизнедеятельности организма с солнеч­ ной активностью , с временами года и суток и т. д. — только в X X веке медицина вновь начала постигать эти великие открытия древности. О чень многое, что говорилось о биологи­ ческой и духовной природе человека пять и более тысяч лет назад, сейчас каж ется удивительно современным . Например, о музы ке как эфф ективном обезболивающ ем средстве рассказы вается в египетской «Песне арфиста» (II ты сячелетие до н. э.). Считалось это вымыслом. И вдруг в 1959 го- . ду в Ф Р Г было откры то явление слухового обезболивания, на основе которого уж е произведено множество серьезны х зубо­ врачебных операций без применения даже местной анестезии. М узыка заглуш ает боль в такой степени, что больные во время сло­ жных «болевых» операций засыпают. М огут сказать, что, мол, до всего этого древняя медицина дошла на ощупь, интуи­ тивно. Д а, но почему же мы после древних египтян на протяжении пяти тысяч лет не могли дойти до этого со всей нашей наукой и техникой? Лишь в самые последние д еся­ тилетия, используя весь арсенал соврем ен­ ной нейрохирургии, психологии и генетики, вооруженная сложнейшей техникой, наша медицина начинает постигать многие откры ­ тия чуть ли не доисторических времен. Подобны х ф актов слишком много, и мы не можем оставлять их за бортом истори­ ческого анализа. Требую тся новые подхо­ ды, новые допущения, чтобы уложить эти ф акты в единое историческое русло науки. Парадоксы интеллектуального бытия че­ ловечества вы ступаю т особенно ярко, если обратить взгляд на известные нам древней­ шие цивилизации на Зем ле — на их матери­ альную и духовную культуру. Это те соци­ альные образования, которые передали свое духовное наследие античному миру. Парадоксы «странных» цивилизаций Д ревнюю Грецию часто называют колы ­ белью современной науки. «Греческое чу­ до», а точнее «почти внезапное возникнове­ ние» здесь науки и искусства высочайшего уровня называют «одной из самых поража­ ющих воображение загадок истории». Но не заклю чается ли разгадка великого «гре­ ческого чуда» в том, что оно было ярчай­ шим ренессансом, рождением нового «удивленного мира»? Новые открытия истории науки показыва­ ют, что интеллектуальный потенциал Элла­ ды возник далеко не на пустом месте. Пе­ р еф р ази р уя известного историка акад. Н. И. Конрада, можно сказать, что труды вели­ ких древнегреческих ученых — далеко не начало. Это венец, добытый из «пепла и пены морской», итог предш ествующ его многовекового развития науки исчезнув­ ших цивилизаций, так же, как «Илиада» — венец доэллинской, ахейской поэзии. Джон Бернал по этому поводу замечает: «Греки были единственным народом, который пе­ ренял, большей частью почти не осознавая и не признавая этого, массу знаний, со хр а­ нившихся ещ е после нескольких столетий разрушительны х войн и относительного пренебрежения к знанию в древних импе­ риях Египта и Вавилона». Надо сказать, что такой «ренессансный» подход к Элладе признан не так уж давно. Приведем мнение ещ е одного специали­ ста— известного английского археолога Л е­ онарда Вулли: «Прошли те времена, когда начала всех искусств искали в Греции, а Грецию считали возникшей сразу, вполне законченной, точно Афина из головы олим­ пийского Зевса. Мы знаем теперь, что этот замечательный цветок вобрал в себя все соки милийцев и хеттов, Финикии и Крита, Вавилона. Но корни идут ещ е дальше; за ними всеми стоит Ш умер». Знаменательно, что самые глубокие и верные с нашей современной точки зрения рациональные знания и теоретические по­ строения мы находим не у позднеэллин­ ских авторов (Аристотель, Платон, Птоло- мей), а у авторов раннего периода, прежде всего у тех, кто учился на Востоке, знако­ мился с древнейшими египетскими и вави­ лонскими источниками (Ф алес, Гераклит, Пиф агор, Д емокрит). Не А ристотель и Пто- ломей, а именно эти последние «выученики египтян и Заратустры », как их называли в Греции, потрясаю т нас своими познаниями и до сих пор остаю тся загад кой1. Они вызываю т смешанное чувство во­ схищения и недоумения, как ненормаль­ ные, старчески развитые дети. Они полу- ж рецы -полупророки. У них нет закончен­ ных систем, а есть какие-то отрывочные, потрясающ е гениальные, ослепительные 1 Пифагор объездил многие страны Восто­ ка, был посвящен в таинства восточных ре­ лигий и мистерий и даже был принят в касту египетских жрецов. По древним сви­ детельствам. он учился у знаменитого про­ рока Заратустры, основателя древней рели­ гии зороастризма. Демокрит много лет про­ вел среди египетских жрецов, халдеев и вавилонян, изучая геометрию, астрологию и магию, а медицину изучал у индийских йогов. Что касается Фалеса, то историки сходятся на том, что многие, если не все открытия он Заимствовал в Египте и Вави­ лоне. Восточный колорит отмечается также в трудах Архимеда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2