Сибирские огни, 1977, №6
древней науки нет столь же ярких загадоч ных феноменов? Отнюдь! В области ф изи ки, химии, биологии, медицины древние народы просматривали не менее широкий горизонт, чем в астрономии и математике. У Демокрита и Левкиппа мы находим ос новы современной атомистики, представ ленные в гениально глубокой форм е. В их учении дана фундаментальная характери стика атомов, вошедшая в наши соврем ен ные учебники. Это, действительно, непо стижимо, так как человечество практиче ски впервые столкнулось с атомами через два с половиной ты сячелетия после Д ем о крита, на пороге X X века. Один из крупнейших физиков соврем ен ности Эрвин Ш редингер в статье «240 лет квантовой физики», опубликованной в 1948 г., утверж дает: «Современное атоми стическое учение всего лишь п о в т о р е н и е теории Левкиппа и Демокрита». А то мистика Д ем окрита датируется V веком до н. э. Но в самом античном мире — нам это важно подчеркнуть! — атомизм отнюдь не связывался только с именами Д емокрита и Левкиппа. Считалось само собою разум е ющимся, что он восходит к дотроянским временам, идет откуда-то из глубокой до исторической древности. Точно так же и к фундаментальному принципу спонтанности в движении атомов (концепции Эпикура) физика пришла только в X X веке: знаменитый принцип дополни тельности Нильса Бора и Макса Борна — плоть от плоти его. Классическая физика, ведущая свое начало от Галилея и Ньюто на, как и классическая философия, не зна ла этого принципа. Известный ученый Б. Г. Кузнецов подчеркивает, что у Демокрита и Эпикура современные понятия бесконечно сти и дискретности пространства и време ни сформ улированы «с удивительной про зрачностью и при этом четко были указаны противоречия, связанные с ними». У Эпику ра мы находим следующ ую мысль: «Ско рость и течение непрерывного процесса связаны с течением дискретных процессов через понятия средних значений и вероят ностей последних». Что это, как не статисти- чески-вероятностная характеристика про цесса перемещения? Мы узнали это после Максвелла, Гиббса, Больцмана. И если бы это был лишь один пример! Подобных при меров можно приводить десятки. Таким же непостижимым феноменом ка жется и теория Гераклита о текущих ф о р мах материи, которы е смогла постигнуть лишь современная квантовая физика. Один из ее основоположников Вернер Гейзен берг заявлял: «Мы теперь можем сказать, что современная физика в некотором смыс ле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывание Геракли та можно считать высказыванием современ ной науки». С возрастающ ей силой интригую т совре менных физиков «Апории» Зенона. Сцилла одной чз них («Дихотомия») стоит перед попытками дать интегральный образ движе ния, тогда как Харибда другой («Стрела») угр ож ает всем дифференциальным расче там процессов перем ещ ения1. За много веков до нашего летоисчисле ния знали, что жизнь возникла в воде и лишь ' затем распространилась на суш у (Анаксимандр — V III век до н. э.), что су ществовал раздельный генезис растений и животных (Эмпедокл — V век до н. э.), что имеет место химическая война и химиче ская взаимопомощь растений (Ф е о ф а ст — IV век до н. э.). Соответствующ ие совре менные представления появились лишь в 30-х годах нашего века в связи с откры ти ем фитонцидов и водорастворимых выде лений корней растений. У древних авторов встречаю тся ф р а г менты эволюционной теории видов и тео рии естественного отбора, а такж е концеп ция происхождения человека от животных, а у Галена (II в. до н. э.) содержится учение о происхождении человека от человеко подобных обезьян. Нетрудно видеть, что все это — сер ьез нейшие проблемы и открытия (во многом еще оспариваемые) науки нашего времени. Чтобы представить себе, на каком уровне стояло исследование проблемы возникно вения жизни ещ е сравнительно недавно, приведем следующ ую цитату: «...если вы набьете открытый кувшин нижним бельем, загрязненным потом, добавив туда некото рое количество пшеницы, то приблизитель но через 21 день вы почувствуете измене ние' запаха, поскольку закваска, находивша яся в белье, проникает сквозь пшеничную шелуху и превращает пшеницу в мышь. Но, что замечательно, так это то, что возника ют (из пшеницы) мыши обоих полов, и эти мыши с успехом спариваются...» Э то выдер жка из серьезной научной книги «Проис хождение медицины» авторитетнейшего голландского ученого X V II века Ван-Гель- монта, открывшего, в частности, углекислый газ. Если подобная чушь и встречается в сочинениях знаменитых авторов древности, то либо в виде сказок, либо в комедиях Аристофана. Одна из важнейших и сложных проблем, стоящих перед человеком ,— проблема по знания сам ого себя. В древнем Египте шесть и более тысяч лет назад знали функции сердца, был откры т закон крово обращения, имелись представления о ф ункциях мозга. Врачи не только пломби ровали зубы, но и производили трепанацию черепа. Если египтяне эту операцию произ водили с помощью медных инструментов, то ацтеки трепанировали череп каменным ножом. Ж рецы Вавилона пять ты сяч лет на зад имели хорошо разработанную анатоми ческую систему, производили не только ампутации конечностей, но и сращивание переломов, удаление бельма с глаза. Великий Гиппократ говорил: «Человек носит врача в себе». Ставка на внутренние силы организма была ф ундаментальным О том, что трудности в познании движения, отраженные Зеноном, до сих пор не преодолены, свидетельствует все шире раз вертывающееся «сражение» с Зеноном со временных физиков, математиков и философов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2