Сибирские огни, 1977, №6

ОЧЕРК Ж П М Б АМ ЦЖ ТШ К А Ю. Каныгин, доктор экономических наук А. Ляхов, журналист ЗАГАДКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БЫТИЯ (П а р а д о к сы истории науки) О бозревая горизонты научного пр огр ес­ са, мы невольно возвращ аем ся к его исто­ кам. И это естественно. Ведь познание, как подчеркивал В. И. Ленин, это не только по­ ступательный процесс, но и движение по спирали с неизбежным возвращением на каждом новом, более высоком витке к его истокам. Сегодня человечество переживает исклю ­ чительно высокий взлет науки, превратив­ шейся в материальную силу социального прогресса. Надо ли говорить о том, что многие крупнейшие технологические реш е­ ния, поражающие воображение современ­ ников, не могли быть осущ ествлены без использования огромного интеллектуально­ го потенциала, накопленного за всю исто­ рию общества. Каждый из нас, современни­ ков бурного расцвета атомной энергии, космической и лазерной техники, проник­ ших в область интимных состояний мате­ рии и научившихся создавать генные конст­ рукции, потребляет в 600— 700 раз больше энергии, чем древние греки. Д евяносто д е­ вять процентов всей ф изической работы лежат на плечах м аш и н— атлантов совре­ менности. Ты сячекратно возросли в по­ следнее столетие скорости перемещения, которыми овладел человек. Это невидан­ ный в истории прогресс, превзошедший все фантазии древних! Нет сомнения в том, что грядущ ие поко­ ления, изучая историю наших дней, будут восхищ аться первыми атомными электро­ станциями, космодромами, с которых ушли в просторы вселенной ракеты, автоматами, принесшими на планету Зем ля информ а­ цию о неведомых мирах, электронно-вы ­ числительными машинами, повысившими возможности использования интеллекта. И, конечно, наши потомки не станут при­ писывать сегодняшние успехи человеческо­ го разума, всегда стремивш егося к позна­ нию и совершенствованию своей колыбе­ ли — Земли, инопланетным демиургам . С о ­ временные способы хранения и передачи информации позволяю т донести наши зна­ ния до будущих поколений, в полном об ъ­ еме передать сбереж енный опыт потомкам. И в этом одно из важнейших и необходи­ мых условий перехода на новую, еще бо­ лее вы сокую орбиту бесконечной спирали познания и преобразования мира. , Преем ственность научной информации всегда была одним из связующ их звеньев между поколениями. Именно такой инф ор­ мации мы в значительной мере обязаны своими нынешними успехами. Известна строгая ф орм ула К. Маркса: «Научный труд — это всеобщий труд человечества, обусловливаемый частью кооперацией со­ временников, частью использованием труда предш ественников»1. Это значит, что мы не должны жалеть усилий на скрупулезное изучение опыта прошлого. Здесь открывается широкое по­ ле деятельности не только для историков, но и для математиков, физиков, астроно­ мов, биологов, химиков, создателей новых 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., том 25. ч. 2, стр. 116.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2