Сибирские огни, 1977, №6

В зоне строительства магистрали мало кирпичных заводов, этот ма­ териал очень дефицитен. Постоянно нуждаются в нем и местные стройки, не связанные с БАМом. Но Бурятский и Читинский обкомы, видя, что из- за (нехватки кирпича может сорваться выполнение важных целевых задач по сооружению объектов железной дороги, отдают все, что только воз­ можно, транспортным строителям в ущерб местным интересам. Однако на трассе магистрали и в зоне ее хозяйственного освоения трудно не только с кирпичом, но и со щебнем, песком, известью, цемен­ том. Раньше геологи не уделяли большого внимания разведке месторож­ дений этих материалов. А ведь без них невозможно насыпать земляное полотно, возвести мосты и станционные сооружения, нельзя освоить природные кладовые, которые усиленно искали и нашли в Восточной Сибири. Бурятский обком КПСС понял остроту этой проблемы и вместе с Ми­ нистерством геологии РСФСР внес необходимые коррективы в деятель­ ность Бурятского геологического управления. Его главный инженер Бо­ рис Петрович Кудреватых рассказал нам: — На разведку строительных материалов в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории нашей республики теперь брошены большие силы. На базе маленькой партии создана крупная Северо-Байкальская экспедиция. Коллектив вырос в три раза. Там работает теперь восемь бу ­ ровых агрегатов вместо трех. Усилена Селенгинская экспедиция. Она тоже наряду с другими задачами нацелена на поиск месторождений строительных материалов. Обком и районные комитеты партии постоян­ но следят за нашей работой, контролируют, помогают. Результаты не за­ ставили себя ждать: уже открыты и разведаны три месторождения, мы передаем их проектировщикам БАМа — институту Сибгипротранс. Так что щебень и песок возить на трассу издалека не придется! Теперь в рай­ онах Бурятии, по которым пройдет магистраль, работает множество гео­ логических и гидрологических экспедиций. По ходатайству обкома пар­ тии Министерство промышленности строительных материалов составило огромную программу. Дела пошли веселее. Байкало-Амурская магистраль пройдет по Северо-Байкальскому и Баунтовскому районам Бурятии. Их площадь составляет около сорока процентов территории республики, население — два процента, а доля промышленного и сельскохозяйственного производства — всего половину процента. И вот в эти труднодоступные, слабо освоенные районы хлыну­ ли тысячи строителей. Предвидя их наплыв, обком партии еще в 1974 го­ ду решил создать совхоз «Северный», чтобы хоть в какой-то мере удов­ летворять потребное ги быстро растущего населения в продуктах питания местного произволе' а. Ведь до тех пор во всем Северо-Байкальском районе существовал только колхоз «П обеда», а остальные коренные жи­ тели занимались рыболовством и охотой. Это был лишь первый шаг. Теперь областной комитет КПСС ставит задачу расширить сельскохозяй­ ственные угодья в зоне магистрали по крайцей мере втрое. Для этого необходимо осушать болота. Значит, нужна мощная мелиоративная ор ­ ганизация... Одна проблема тянет за собой другую. Рано или поздно руководите­ ли республики столкнулись бы с ними. Но сейчас все это делается в первую очередь для того, чтобы ускорить и облегчить сооружение магистрали. В составе районных, городских, областных комитетов партии теперь много строителей БАМа. Коммунисты, приехавшие на трассу из разных концов страны, влились в сибирские и дальневосточные партийные орга­ низации так прочно, что это уже единый организм; где нет никакого де­ ления на «наших» и «ваших», местных и приезжих. У них общие задачи, одно великое дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2