Сибирские огни, 1977, №5
то души, горечь человеческого одиноче ства. М. Малиновский умеет заметить и оценить мелочи — в искусстве, как и в жизни, они очень красноречивы. Так, к примеру, достоверны детали в описании приезда гостей с Крайнего Севера («Виктория — ягода садовая»). Так пси хологически точен разговор взрослого сына со своей больной матерью , («Дове рие»), Так тонко схвачена в рассказе «Память» реакция десятилетнего маль чика на смерть бабушки, самую пер вую в его жизни смерть; ребенок и рас- строился-то ненадолго — понял только, что бабушку хоронят, но не может понять непоправимости и невосполнимо- сти утраты, когда люди уходят в не бытие. Все э т о—уже творческий «актив» пи сателя. Художническую задачу, которую теперь должен, на мой взгляд, поставить перед собой М. Малиновский, можно определить так: более полное раскрытие диалектики человеческих характеров. Автор и сейчас стремится показать дви жения души своих героев. И все же ино гда мы словно бы не успеваем понять нюансы, оттенки. В рассказе «Доверие» нехватка этого «чуть-чуть» мешает до конца реализовать интересный замысел. Рассказ типичен для М. Малиновского. Героиня понимает: любимый ею человек недостоин этой любви. Оказывается, он просто мелкий стяжатель. Но, собствен но, почему прозрение так внезапно? Ведь —не забудем! — наша героиня ис кренне любит, даже собирается замуж... Наверняка этот процесс был постепе нен, ему предшествовали и разочарова ния, и сомнения. Однако постепенно сти-то читатель и не ощущает. Это не просто необходимое рецензент ское «но». Это еще и необходимая кон статация общеизвестной истины, кото рую никогда не вправе забывать пи сатель: человековедение в искусстве не имеет границ. Е. ЦЕЙТЛИН Надежда Чертова. Голос сквозь метель. Очерки и рассказы. М., «Сов. писатель», 1975. Важной вехой на жизненном и твор ческом пути Надежды Чертовой стала Сибирь, куда приехала она к разгораю щимся «Сибирским огням» и где дове лось ей работать вместе с Ис. Гольдбер гом, Л. Сейфуллиной, В. Зазубриным, А. Коптеловым, М. Никитиным, Н. Емель яновой и многими другими писате лями. Здесь появились повести «Ог- неупор» и «Горькая пена», многочислен ные рассказы и очерки, здесь обрела она свой собственный писательский по черк и потом в своих воспоминаниях неоднократно подтверждала: «Сибирь стала моей литературной родиной». Связь книги Н. Чертовой «Голос сквозь метель» с Сибирью значительно глубже и сокровеннее, чем может пока заться с первого взгляда, потому что проявляется эта связь не столько в не посредственном содержании произведе ния, сколько в его внутреннем пафосе, его подтексте. Книга открывается очерком «Учи тель», основанным на воспоминаниях об А. М. Горьком, который сначала терпе ливо отвечал на беспокойные письма молодой писательницы, а затем, почув ствовав ее «обреченность» на литератур ное служение, пригласил сотрудничать во вновь организованном журнале «Колхозник». И так как автор просле живает всю историю своих контактов с великим писателем, а начало их отно сится к сибирскому периоду ее творче ства, то с первых же страниц книги встают перед читателем картины лите ратурной жизни молодого Новосибирска. Зримо проступают в произведении не повторимые черты тех бурных лет, ког да силам подлинного новаторства и творческих исканий противостояли шумные и крикливые ниспровергатели традиций. Среди них «визгливой, почти истеричной своей шумливостью» отли чались сибирские «настоященцы». Н. Чертова вспоминает, с каким безмер ным смятением читала афишу, аршин ными буквами возвещавшую о диспуте, объявленном «настоященцами», на тему: «Нужна ли художественная литера тура?» Не постеснялись они посягнуть и на мировой авторитет М. Горького, объ явив его в своем журнале «Настоящее» «идеологом босячества». Очерк «Учитель» дорог как докумен тальное подтверждение пристального и заинтересованного внимания А. М. Горь кого ко всей литературе огромного края и к судьбе отдельных сибирских писа телей. Он высоко ценил работу «Сибир ских огней», как «отличное дело» вос принял выход в свет «Сибирской Совет ской Энциклопедии». Большой силой художественного про никновения во внутренний мир челове ка отмечен у Н. Чертовой очерк-воспо минание о Н. Островском. Они были ровесниками, из поколения первых ком сомольцев, хорошо владели «языком революции». Потому и любил так писа тель-большевик говорить с Н. Чертовой о жизни и литературе, «славно» было слушать ему рассказы ее о комсомоль ской молодости, о работе на Кузнецк- строе. «Николай Островский не был ве ликим писателем, но автором великой книги он был»; его книга — «летопись деяний первых комсомольцев», бессмер тие ее определено еще и тем, что бес смертен пример самой жизни автора. Самым личным и сокровенным явля ется очерк о JI. Н. Сейфуллиной «Голос сквозь метель». Ради встречи с писа тельницей, напечатавшей в «Сибирских огнях» уже и «Правонарушителей», и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2