Сибирские огни, 1977, №5

Иванович: земляки не устроят ему р а­ достной встречи. Героиня рассказа «Виктория — ягода садовая» Федора Семеновна раскрыва­ ется нам в рядовой житейской ситуа­ ции. Писатель проверяет этот характер «мелочью»: к Федоре Семеновне приез­ жает сын с семьей; у стариков-родите- лей за несколько дней до пенсии нет денег; Федора Семеновна впервые в жизни решает пойти продавать викто­ рию... Ничего-то здесь нет зазорного: виктория из собственного сада, цена за нее назначена гораздо ниже, чем при­ нято. В этом пытается убедить себя Фе­ дора Семеновна, но чувства в данном случае не подвластны голосу разума: сжимается у человека сердце от непере­ носимой, кажется, боли, текут и текут помимо воли слезы, а деньги, выручен­ ные за викторию, представляются гряз­ ными и почему-то даже ненужными... Рассказ удивительно созвучен извеч­ ным устремлениям русской литературы: очень точно передано, зафиксировано в развитии, объяснено одно из прекрас­ ных качеств человеческой души — сове­ стливость. За сюжетной канвой в «Виктории — ягоде садовой» ясно проступают дейст­ вительные, неиллюзорные основы люд­ ского бытия. Задумаемся: в чем состоят для автора эти основы? Вглядимся и в других героев М. Малиновского. На­ пример, в старуху Ефимью из рассказа «Память», которую настигает внезапная смерть. Вся в заботах о хозяйстве, об огороде, о солениях, о внуке, оказывает­ ся, она была и другой: бесстрашно бо­ ролась с колчаковцами,— вовсе не уди­ вительная трансформация для русского характера! А вот Илья Силыч из рас­ сказа «Мир по дороге». Бывший парти­ зан, бывший коммунар. Потомственный крестьянин. Это он, Илья Силыч, встре­ тился Артему Ивановичу на страшном и светлом его пути; встретился с законо­ мерной неизбежностью. Это Илья Силыч подвез Артема Ивановича до следующе­ го села на корове (грустном военном транспорте) и сказал просто: «Итак, Ар­ тем Иванович, мой путь завершен... Вам держать его дальше. Мир по дороге!» Вот она, самая главная «точка отсче­ та» для М. Малиновского. С этими строгими критериями подходит рассказ­ чик к своим героям. Это и придает его произведениям социальную и нравст­ венную точность. В повести «Старые вещи» автор от­ крывает новые грани темы, которую несколько общо называют рабочей. Ху­ дожественный поворот, найденный М. Малиновским, на первый взгляд, не­ ожидан, но, может, именно оттого и плодотворен. «Старые вещи»... То и дело мысленно возвращается читатель к названию по­ вести. Ведь вещи здесь — как бы мате­ риализовавшиеся раздумья героя, его память, вехи жизненного пути. Таково уж свойство характера рабочего человека Степана: в кризисные для себя ситуации он берет в руки инструменты и исступ­ ленно, сосредоточенно делает мебель. Он хочет отвлечься от своих тревог. И ра­ бота, как всегда, помогает Степану; только нет, не отвлечься — помогает обдумать и понять свою, жизнь. Обыч­ ный для прозы прием ретроспекции, когда герой уходит мыслями в прошлое, не кажется тут искусственным. Нередко в литературе такие воспоминания вы ­ глядят нелепыми, нужными только автору для развития действия. М. Мали­ новский избежал распространенного штампа. Здесь воспоминания возникают невольно: вещи, порождающие их, не мертвые части интерьера, они не от­ чуждены от человека. Главы повести М. Малиновского так и называются: «Стол», «Шкаф», «Кушетка»... В этих простых названиях, как и в названии всего произведения — «Старые вещи»,— есть внутренняя, глубокая многознач­ ность. Примечательно: большинство неуря­ диц в жизни Степана связано с работой. Перед нами человек из числа тех, кого на предприятиях называют летунами; он еще не стар, а в трудовой книжке нет места для записей... Перед нами человек, для которого работа —творчество, есте­ ственная необходимость души. М. Малиновский не побоялся такого непривычного «сочетания. Подобно со­ циологу, он вдумчиво изучает конкрет­ ные обстоятельства. Конечно, у худож­ ника и ученого разные методы исследо­ вания. Но они могут прийти к одним выводам. М. Малиновский дает столь точные художественные мотивировки поступкам Степана, что не сомневаешься в правдивости необычной коллизии. И как тут не вспомнить сухие социо­ логические выкладки: текучесть кадров на предприятиях далеко не всегда опре­ деляют материальные факторы. Порой причина —в неумении создать в кол­ лективе здоровый нравственный микро­ климат, в пренебрежении законами рабочей педагогики... Мы не умалим достоинств повести, если скажем: она является интересным человеческим до­ кументом, хорошей художественной ил­ люстрацией к суховато-точным наблю­ дениям ученых. До недавнего времени М. Малинов­ ский чаще всего выступал в жанре рас­ сказа. Трудный жанр: на маленьком «пространстве» нужно выпукло показать людские характеры. Постепенно, порой с потерями, однако все увереннее овладе­ вал автор мастерством рассказчика. Кажется, ничего и не происходит в рас­ сказе «Ночь такая летняя...». Просто поздно ночью два человека не могут ус­ нуть и разговаривают друг с другом. Молодой, еще не нашедший себя парень Борька и женщина по имени Женя, у которой есть дочка, любящая рассказы Грина... Ничего не происходит? Но чита­ телю открывается неприкаянность чьей-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2