Сибирские огни, 1977, №5
Иванович: земляки не устроят ему р а достной встречи. Героиня рассказа «Виктория — ягода садовая» Федора Семеновна раскрыва ется нам в рядовой житейской ситуа ции. Писатель проверяет этот характер «мелочью»: к Федоре Семеновне приез жает сын с семьей; у стариков-родите- лей за несколько дней до пенсии нет денег; Федора Семеновна впервые в жизни решает пойти продавать викто рию... Ничего-то здесь нет зазорного: виктория из собственного сада, цена за нее назначена гораздо ниже, чем при нято. В этом пытается убедить себя Фе дора Семеновна, но чувства в данном случае не подвластны голосу разума: сжимается у человека сердце от непере носимой, кажется, боли, текут и текут помимо воли слезы, а деньги, выручен ные за викторию, представляются гряз ными и почему-то даже ненужными... Рассказ удивительно созвучен извеч ным устремлениям русской литературы: очень точно передано, зафиксировано в развитии, объяснено одно из прекрас ных качеств человеческой души — сове стливость. За сюжетной канвой в «Виктории — ягоде садовой» ясно проступают дейст вительные, неиллюзорные основы люд ского бытия. Задумаемся: в чем состоят для автора эти основы? Вглядимся и в других героев М. Малиновского. На пример, в старуху Ефимью из рассказа «Память», которую настигает внезапная смерть. Вся в заботах о хозяйстве, об огороде, о солениях, о внуке, оказывает ся, она была и другой: бесстрашно бо ролась с колчаковцами,— вовсе не уди вительная трансформация для русского характера! А вот Илья Силыч из рас сказа «Мир по дороге». Бывший парти зан, бывший коммунар. Потомственный крестьянин. Это он, Илья Силыч, встре тился Артему Ивановичу на страшном и светлом его пути; встретился с законо мерной неизбежностью. Это Илья Силыч подвез Артема Ивановича до следующе го села на корове (грустном военном транспорте) и сказал просто: «Итак, Ар тем Иванович, мой путь завершен... Вам держать его дальше. Мир по дороге!» Вот она, самая главная «точка отсче та» для М. Малиновского. С этими строгими критериями подходит рассказ чик к своим героям. Это и придает его произведениям социальную и нравст венную точность. В повести «Старые вещи» автор от крывает новые грани темы, которую несколько общо называют рабочей. Ху дожественный поворот, найденный М. Малиновским, на первый взгляд, не ожидан, но, может, именно оттого и плодотворен. «Старые вещи»... То и дело мысленно возвращается читатель к названию по вести. Ведь вещи здесь — как бы мате риализовавшиеся раздумья героя, его память, вехи жизненного пути. Таково уж свойство характера рабочего человека Степана: в кризисные для себя ситуации он берет в руки инструменты и исступ ленно, сосредоточенно делает мебель. Он хочет отвлечься от своих тревог. И ра бота, как всегда, помогает Степану; только нет, не отвлечься — помогает обдумать и понять свою, жизнь. Обыч ный для прозы прием ретроспекции, когда герой уходит мыслями в прошлое, не кажется тут искусственным. Нередко в литературе такие воспоминания вы глядят нелепыми, нужными только автору для развития действия. М. Мали новский избежал распространенного штампа. Здесь воспоминания возникают невольно: вещи, порождающие их, не мертвые части интерьера, они не от чуждены от человека. Главы повести М. Малиновского так и называются: «Стол», «Шкаф», «Кушетка»... В этих простых названиях, как и в названии всего произведения — «Старые вещи»,— есть внутренняя, глубокая многознач ность. Примечательно: большинство неуря диц в жизни Степана связано с работой. Перед нами человек из числа тех, кого на предприятиях называют летунами; он еще не стар, а в трудовой книжке нет места для записей... Перед нами человек, для которого работа —творчество, есте ственная необходимость души. М. Малиновский не побоялся такого непривычного «сочетания. Подобно со циологу, он вдумчиво изучает конкрет ные обстоятельства. Конечно, у худож ника и ученого разные методы исследо вания. Но они могут прийти к одним выводам. М. Малиновский дает столь точные художественные мотивировки поступкам Степана, что не сомневаешься в правдивости необычной коллизии. И как тут не вспомнить сухие социо логические выкладки: текучесть кадров на предприятиях далеко не всегда опре деляют материальные факторы. Порой причина —в неумении создать в кол лективе здоровый нравственный микро климат, в пренебрежении законами рабочей педагогики... Мы не умалим достоинств повести, если скажем: она является интересным человеческим до кументом, хорошей художественной ил люстрацией к суховато-точным наблю дениям ученых. До недавнего времени М. Малинов ский чаще всего выступал в жанре рас сказа. Трудный жанр: на маленьком «пространстве» нужно выпукло показать людские характеры. Постепенно, порой с потерями, однако все увереннее овладе вал автор мастерством рассказчика. Кажется, ничего и не происходит в рас сказе «Ночь такая летняя...». Просто поздно ночью два человека не могут ус нуть и разговаривают друг с другом. Молодой, еще не нашедший себя парень Борька и женщина по имени Женя, у которой есть дочка, любящая рассказы Грина... Ничего не происходит? Но чита телю открывается неприкаянность чьей-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2