Сибирские огни, 1977, №5
и книжном полки Михаил Малиновский. Доверие. Повесть и рассказы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1974. Михаил Малиновский. До поры до времени. Повести и рассказы. М., изд. «Современ ник», 1976. Михаил Малиновский пришел в лите ратуру, когда ему было уже за тридцать. Тогда в периодике появились его рас сказы, а в 1969 году в Новосибирске увидела свет первая книга «Память». Перед читателем явился прозаик со своей, трудно, но прочно обретенной те мой, своим взглядом на мир. Сразу оп ределились и любимые его герои: жите ли городских окраин, пригородных де ревенек. Легко угадывалась за таким выборам персонажей собственная био графия автора: детство в сибирском селе, голодная военная юность в Томске, су толока будней районного газетчика, ра бота электрослесарем в Норильске... Не приметные, вроде бы, судьбы людей по казались прозаику значительными и драматичными; он разглядел в них не избывные, дорогие сердцу черты народ ного характера. М. Малиновский вовсе не идеализиру ет городскую окраину. Но он и не сгущает искусственно краски. Взгляд писателя оптимистичен и добр: за маленькими до мишками он видит будущие многоэтаж ные районы, новый быт, новые чело веческие отношения. «До поры до времени» называется — символично, не случайно — одна из повестей. Прозаик приводит читателя на родную улицу Северную. Это уже не деревня, но еще и не город; «промежуточный этап» в судьбах людей, не раз повторит М. Малиновский. А мы опять убедимся: как важно порой человеку бросить сроч ные, важные дела и вернуться к началу пути, точнее — оглянуться назад... Тре вожны раздумья героя о жизни. Да, вот уже стала седой голова, уже двое взрос лых сыновей нетерпеливо встречают юность, а своя маленькая станция, о ко торой мечталось когда-то, все еще не найдена. Причиной тому, конечно, не только случайная авария, едва не ли шившая зрения, сделавшая человека средних лет пенсионером. Порой явст венно, порой скрыто, исподволь, звучит и в этой повести, и в других произведе ниях один вопрос: какую дорогу вы брать человеку на жизненном пере путье? У каждого истинного писателя нас встречает особый мир, особая атмосфе ра, в которой живут герои и вне которой они «задыхаются», выгдядят ходульны ми. У М. Малиновского это атмосфера высокой нравственной требовательно сти персонажей друт к другу и к самим себе. Герои прозаика признают над со бой только один суд — суд, как говари вали в старину, добрых людей и собст венной совести. Не просто, не слишком уютно жить по этим законам! Кто-то на зовет героев М. Малиновского провинци альными чудаками; кто-то, отказывая им в современности, презрительно и «мудро» усмехнется в их сторону. Одна ко у них, людей, с которыми знакомит нас прозаик, свои представления о подлинных и мнимых жизненных цен ностях. Они часто по-деревенски хлопот ливы, движимые множеством буднич ных забот, но вовсе не суетно, с большим внутренним достоинством они идут по жизни. Содержание художественного произ ведения, его пафос в конечном счете оп ределяют и его поэтику. Негромок, строг рассказ М. Малиновского «Мир по доро ге». Поистине тяжкое путешествие со вершает весной 1942 года безногий инва лид Артем Иванович Ковалев, недавно безвинно отбывший лагерный срок. На своих культяпках он за трое суток одо левает двадцать пять километров до родного села, а по дороге встречается с вереницей истерзанных войной дереве нек. Традиционный в искусстве прием — послать героя в путешествие, дабы его глазами увидеть мир,— оказался здесь очень уместным. То нравственное чувст во, что органично живет в Артеме Ива новиче, вносит мужественные и оптими стические ноты в суровый рассказ, в картины жизни, которые честно, без «лакировки», рисует прозаик. Это же нравственное чувство не позволяет Ар тему Ивановичу сфальшивить, изменить самому себе: он, не раздумывая, отвер гает заманчивое предложение остаться в райцентре на «хлебном» месте — в ар тели сапожников. Он ползет по слякот ному бездорожью в свой колхоз, где так нужен сейчас каждый человек, даже он, инвалид. Хотя, конечно, знает Артем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2