Сибирские огни, 1977, №5

че... Стихи говорят сами за себя. Они свежи и гулки, как комсомольское сердце». В 1924 г. активность ИЛХО несколько ослабевает. Это было неизбежно в связи с отъездом из Иркутска некоторых ак ­ тивных поэтов, энтузиастов объедине­ ния. На учебу в Москву были направле­ ны Д. Алтаузен и И. Уткин, за ними уехали М. Скуратов такж е в Москву и В. Друзин в Ленинград. В это же время из Иркутска выбыли и некоторые ил- ховцы-журналисты: Г. Ржанов, Н. Хреб- товский и др. Тем не менее, работа ИЛХО продолжалась. В него приходит новое поколение поэтов, которое также участвует в литературной жизни города. И уже в декабре 1925 г. объединение вы ­ пускает третий поэтический сборник «Стихи», большую часть которого соста­ вили произведения новых молодых авто­ ров (Е; Жилкиной, Д. Зотова, А. Мигу- нова, В. Непомнящих, Л. Черноморцева). В их стихах звучат отголоски борьбы и труда тех лет, воспроизводятся картины гражданской войны, черты''рождающей­ ся социальной нови. Эмоциональное со­ держание сборника довольно разнооб­ разно, а в целом окрашено оптимистиче­ ским восприятием жизни, утверждением нового в жизни советского общества. В начале 20-х годов в Иркутске рабо­ тали также литераторы, имена которых непосредственно с ИЛХО не связаны. В 1920-21 гг. в редакции газеты «Власть труда» сотрудничал Н. Янчевский, поэт и прозаик, постоянно публиковавший на ее страницах стихи, фельетоны, расска­ зы. В те годы он издал «Басни дяди Ми­ рона» и сборник рассказов «Во имя ре­ волюции», положительно отмеченные в сибирской печати, а также поэму «Ок­ тябрь», которую критик В. Правдухин оценил как «самое значительное явление в области поэзии Сибири» тех лет. Осенью 1921 г. в Иркутске политуправ­ лением 5-й Армии был издан роман со­ трудника армейской газеты «Красный стрелок» В. Зазубрина «Два мира». Это был первый советский роман, который высоко оценили В. И. Ленин, А. В. Луна­ чарский, А. М. Горький и значение ко­ торого в истории нашей литературы не­ оспоримо. Работал здесь и талантливый, в то время уже известный писатель И. Гольдберг. В 1923 г. вышел сборник его рассказов «Закон тайги». В. Итин в «Сибирских огнях» (1923, № 1—2) отме­ чал, что автор сборника — «подлинный художник; его описания, как явь; его слог ясный, сжатый, порой музыкаль­ ный; язы к всегда верный, нигде нет утрировки». Рецензент признал сборник «самым значительным событием в бел­ летристике о Сибири, появившейся в те­ кущем году». В 1924 г. на конкурсе жур­ нала «Красная нива» получила премию повесть И. Гольдберга «Бабья печаль», она затем была издана в Иркутске от­ дельной книгой. Все иркутские литераторы печатались также и в «Сибирских огнях». В 1922— 1925 гг. в журнале были опубликованы произведения Н. Янчевского, Н. Колес­ никова, Е. Левита, И. Уткина, М. Скура­ това, И. Молчанова, И. Гольдберга. * * * Литературный подъем в Сибири охва­ тил не только крупные города. Тяга к творчеству была повсеместной, и свежие литературные ростки пробивались и в небольших городах и даже в селах. В Канске Енисейской губернии в 1920 г. начинал свою работу над романом «Два мира» В. Зазубрин, появились первые литературно-публицистические опыты Ф. И. Тихменева. Здесь же в 1922 г. вы ­ шла первая, по крайней мере в Сибири, советская фантастическая повесть «Страна Гонгури» В. Итина. В коммуне «Майское у тро»' Алтайской губернии в 1920 г. начал свою литературно-просве­ тительскую работу народный учитель А. М. Топоров, поставивший уникальный опыт критики художественных произ­ ведений крестьянами, опыт, который завершился созданием столь же уникаль­ ной книги «Крестьяне о писателях» (1930). В Усть-Каменогорске в январе 1922 г. местные авторы образовали лите­ ратурно-художественный кружок под названием «Звено Алтая». Кроме обыч­ ных целей объединений, члены кружка ставили себе задачу собирания алтай­ ских песен, сказок и легенд. Они устра­ ивали литературные вечера, выпускали устный журнал, читали стихи на митин­ гах. Им удалось издать йесколько номе­ ров журнальчика «Шахта» и выпустить тоненькую книжку стихов «Звено Ал­ тая». Здесь же в 1923 г. начал выходить охотничий литературно-художествен­ ный журнал «Охотник Алтая», откуда берет свое начало литературное творче­ ство его' основателя и редактора, буду­ щего крупного советского писателя Е. Н. Пермитина. В Бийске в 1924 г. началась литературная деятельность А. Коптелова (в журнале «Алтайская деревня») и И. Мухачева (в газете «Звезда Алтая»). Однако общая картина литературной жизни Сибири в 1920—1925 гг. будет не­ полной, если не рассмотреть группы пролетарских писателей. Вообще о пролетарской поэзии в лит- объединениях Сибири заговорили с са­ мого начала их возникновения. В Томске в апреле 1920 г. во время «недели поэзии» почти не стихали споры о возможностях пролетарского искусства, о сущности пролетарской поэзии. В Омске в ноябре 1921 г. уже состоялся вечер пролетарской поэзии, который, правда, прошел неудач­ но, ибо докладчик, преподаватель раб­ ф ака И. Войтов, не смог раскрыть со­ держания и сущности вопроса. Не смог он этого сделать и в своей брошюре о пролетарском творчестве, вышедшей в начале 1922 г. В декабре этого же года в Новониколаевске на литературном ве

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2