Сибирские огни, 1977, №5

турная ассоциация, которая ставит своей целью «разработку главным образом пролетарской поэзии» и популяризацию литературы с помощью лекций, вечеров и т. п. На собраниях 5 и 12 марта были утверждены постоянными членами ассо­ циации поэты Д. Алтаузен, М. Скуратов (Вельский), А. Вечерний, В. Друзин, И. Молчанов, А. Оборин, В. Скрылев (Томский), И. Уткин, Н. Хребтовский, А. Шульгин и художники С. Бигос, Д. Болдырев-Казарин, К. Мазылевский. В президиум ИЛХО вошли А. Вечерний (председатель), Н. Хребтовский (секре­ тарь), И. Уткин (казначей), В. Друзин и М. Скуратов, (кандидаты). 25 марта ИЛХО устроило открытый литературный вечер, чтобы поведать о своем рождении и выразить теоретиче­ ские позиции группы. Редактор газеты Г. Ржанов, ставший потом руководите­ лем объединения, во вступительном сло­ ве заявил, что в ИЛХО «вошли поэты и художники, объединенные общим фун­ даментом — материалистическим пони­ манием вещей» и что оно «никакой пре­ емственной связи... с «Баркой поэтов» не имеет». Это было сказано, чтобы в прин­ ципе размежеваться с «Баркой» и про­ тивопоставить ей свою идейно-художе­ ственную программу. Но в жизни между ними не было пропасти. Молодые круж ­ ковцы, прибегая к помощи поэтов «Бар­ ки», кое-что узнали и кое-чему научи­ лись у них, а некоторые илховцы (И. Уткин, Д. Алтаузен) не избежали их эстетических влияний, которые, правда, они сумели потом преодолеть. В. Друзин в докладе «Ростки поэзии грядущего» решительно раскритиковал все течения и школы в литературе, в том числе и футуризм вместе с В. Маяковским; объ­ явил поэтов «Кузницы» трубадурами революции, увидев в них новую проле­ тарскую литературу с ее светлым и бод­ рым восприятием реальной земной жи з­ ни; назвал .первые побеги поэзии гряду­ щего: «Ясный Казин, многокрасочный Пастернак, здоровый Тихонов». Второй открытый вечер ИЛХО 22 ап­ реля был такж е посвящен идеологиче­ ской программе объединения. Накануне на нескольких собраниях илховцы об­ суждали недавно опубликованную плат­ форму московской группы пролетарских писателей «Октябрь». На вечере в докла­ де о платформе «Октября» Г. Ржанов подчеркнул, что работа на ее основе «в условиях НЭПа особенно важна», пото­ му что эта платформа противопоставляет «здоровую пролетарскую идеологию» мелкобуржуазным настроениям и тен­ денциям, она «монистична и синтетич­ на», защищает классовый подход к ли­ тературе и намечает верный путь консолидации пролетарских писателей. Платформа «Октября» была принята в качестве теоретической программы ИЛХО. Вначале литобъединение работало очень активно. На его собраниях поэты не только обсуждали свои стихи, но и слушали доклады по истории и теории литературы. Учеба их была организова­ на в студии по двум циклам: «История русской литературы X IX и начала XX ве­ ка в связи с историей русской общест­ венности» и «Основные вопросы теории поэзии и прозы». И хотя программа сту­ дии осталась невыполненной, состояв­ шиеся занятия сыграли определенную роль в теоретическом развитии поэтов. Другая студия была создана для начи­ нающих авторов, которые готовились там для вступления в ИЛХО. Объедине­ ние проводило открытые литературные вечера (в 1923 году состоялось четыре таких вечера), иногда с участием извест­ ных поэтов, например, В. Каменского. Поэты-илховцы выступали с докладами о литературе и с чтением своих стихов на предприятиях, в клубах, учебных за ­ ведениях, а некоторые из них руково­ дили там литературными кружками. Участники ИЛХО постоянно печата­ лись в газете «Власть труда» и в журна­ ле «Красные зори» (вышло 5 номеров). В. Правдухин отмечал в этом журнале эклектичность и беспорядочность мате­ риала (в первых номерах), почти полное отсутствие прозы, хотя в набросках И. Усова, писал он, «уже чуть-чуть на­ чинает пахнуть подлинной Жизнью». Р е­ цензент выделил пятый (последний) номер журнала, который «производит несравненно лучшее впечатление, чем все предыдущие номера» и в котором, по его мнению, стихи «все подобраны со вкусом и тщательно», особенно поэмка Д. Алтаузена «Маленький босяк». Одоб­ рив такж е некоторые статьи А. Вечер­ него, Д. Болдырева-Казарина, критик, несмотря на все свои замечания, заклю ­ чил, что «журнал должен жить. Он мо­ жет жить» («Сибирские огни», 1923, № 1 — 2 , 3 ). К 1 Мая 1923 г. илховцы издали свой первый поэтический сборник «Май», в котором участвовали восемь авторов — ядро объединения. Стихи сборника, по­ священные первомайскому празднику, воздушному флоту, Октябрю, полны светлого настроения, праздничного лико­ вания и энтузиазма, беспредельной веры в конечную победу революции. В фев­ рале 1924 г. вышел второй сборник сти­ хов ИЛХО «Ильичу», явившийся одним из первых в стране поэтических откли­ ков на смерть В. И. Ленина. В предисло­ вии к нему Г. Ржанов писал: «Каплей, самой незаметной песчинкой войдет в музей Ильича-Ленина настоящий сбор­ ник стихов», авторы его «считали своим пролетарским долгом... вплести свое ху­ дожественно-литературное слово в венок памяти Ильича». Глубокую боль и скорбь вызвала у молодых поэтов смерть вели­ кого вождя. Но она же подняла в них новую волну горячей любви к Ленину, безграничной веры в победу его дела. В. Итин писал в «Сибирских огнях» (1924, № 1): «Сборник иркутян не пес­ чинка, а краеугольный камень. Это пер­ вый художественный сборник об Ильи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2